В первые дни казахстанского кризиса количество «экспертов по казахам» выросло втрое. И одной из самых популярных тем для обсуждения стала судьба криптовалют.
Неожиданно выяснилось, что помимо главных мировых запасов урана в Казахстане сосредоточено сопоставимое по влиянию на рынок количество майнинговых ферм. Как утверждается, основная часть этих, так сказать, производств, мигрировала из Китая, где майнинг с недавнего времени под строгим государственным запретом (во всех смыслах китайским, то есть одновременно и строгим, и со множеством «вариантов»). И вот, с началом массовых протестов, вроде бы сначала просел майнинг, а вслед за ним и курс биткоина.
И здесь наши внимательные читатели должны были бы спросить: «Стоп, а почему "вслед"?» В самом деле, все всё понимают, новая экономика, блокчейн, крипта, NFT. Но основной рыночный закон спроса и предложения никто вроде бы не отменял. Таким образом, при дефиците ресурса его цена должна расти. За примером далеко ходить не надо – еще недавно спотовые цены на газ в Европе доходили до $2000 за 1000 м³, а стоило только Украине пропасть с первых строчек новостей, так ставки
снизились вдвое.
Так что же там с криптой, которая (на самом деле) неуклонно падает с осени – так, биткоин просел с более чем $60к за монету до $42к, потеряв только за последние 10 дней около 20% стоимости. Ещё сильнее упал ETH – с ноября Эфир потерял почти треть стоимости, при этом основное падение тоже пришлось на новогодние праздники.
Обратим внимание на то, что Ethereum'у почему-то отводится «роль второго плана», в то время как тогда же, в ноябре, майнинг эфира опередил дОбычу биткоина в абсолютном значении и составил более $2 млрд. Но что куда важнее – именно на эфир приходится основная доля расчётов в так называемых смарт-контрактах.
А теперь вернёмся к спросу и предложению. Раз биток и эфир падают, то объем предложения растёт, невзирая на снижение майнинга. И это не единичные продажи в сотни монет из
забытых кошельков – речь идёт о переводе в традиционные средства расчёта куда более значительных сумм, порядка несколько десятков тысяч биткоинов или сотен тысяч эфиров.
Ну или же это исполнение почти такого же количества
смарт-контрактов. Исполнение лицами, явно не озабоченными мыслью что-то там копить, а решившими побыстрее обкэшить внезапный заработок, возможно, в размере годового дохода. И в свете недавних событий, условием по контракту могло быть, буквально, что угодно. Хоть..., ну, вы поняли)