Плоды екатеринбургской поездки: Дмитрий Колезев, который делал
Znak.com и It's My City, теперь совсем большой человек - главный редактор Republic. Но, по нынешней традиции локального патриотизма и удаленной работы, в Москву не переехал, а руководит из Екатеринбурга, и интервью у меня брал в Ельцин-центре во время фестиваля «Слова и музыка свободы». Солнечный фашизм в заголовке - разумеется, не моё определение, но какой же материал без фашизма в заголовке. Круче его бывают только разные фамилии, но я, как известно читающей публике, имен не помню, лица плохо различаю и называть всех предпочитаю по должности.
https://republic.ru/posts/100751"Пугают по другому ведомству, пугают – пропагандисты. Это их пироги. У них, например, есть такой замечательный прием. На некоем ресурсе (в последнее время даже РИА «Новости» используют для такого) публикуется колонка какого-нибудь явного сумасшедшего, в которой написано либо как правильно завоевать Украину, либо как хорошо построить новый ГУЛАГ. Это рассчитано исключительно на образованную публику, которой больно и противно читать такие вещи. Она это прорекламирует, она это распространит, сама себя напугает, а также всех, кто это прочтет. Затем этого сумасшедшего автора отправляют обратно в то учреждение, где он лечился. Никаких политических последствий за этим не следует, но напуганы все уже до невозможности.
Я испытываю некоторое раздражение каждый раз, когда такое происходит. Люди, которые такое перепечатывают, чувствуют себя канарейками в шахте, которые предупреждают о грядущей неминучей беде. Они чувствуют необходимость показать свое гражданское возмущение. В этом они правы. Но трудно им объяснить, что они разносчики заразы, что они эту бациллу несут дальше, передают другому. И РИА «Новости» с этим автором никогда бы не сумели добиться такого количества прочтений собственными силами. Имейте в виду, что одна из основных функций пропаганды – это не вызывать доверие, а вызывать раздражение. Они работают на вас, как террорист работает не на других террористов и не на сочувствующих террору, а на публику, которой становится страшно и жалко заложников. Так что этот спектакль разыгрывается для вас, а если вы, как тот заяц, отказываетесь приходить на собственное съедение, они будут прыгать на пустой сцене перед пустым залом.
– Я всегда подозревал, что Владимир Соловьев осознанно выбрал столь неприятный образ.
– Это все ради вас, любимых. Они жаждут вашего внимания, питаются вашими глазами и вашей кровью. У них нет своей публики – точнее, есть, но скорее категории 85+.
Вообще функция пропаганды двояка. С одной стороны, она создает ложное большинство, которого никогда не существовало. С другой, вызывает в зрителе иллюзию, что он в меньшинстве. «Весь-то народ – вот как, а я один отщепенец!». И так думает каждый. Дальше люди ведут себя в зависимости от темперамента и умственной устойчивости: кто-то впадает в уныние от своего экзистенциального одиночества и перестает надеяться на какое-либо совместное действие с другими людьми, кто-то ради избавления от душевного дискомфорта присоединяется к воображаемому большинству, которое таким образом увеличивается на одну единицу. Это принцип каши из топора.
Поразительный успех нашей информационной автократии последнего времени в том, что на фоне снижающихся рейтингов всех типов вдруг возникло ощущение, что народ опять за власть. Оно возникло на пустом месте и не подтверждается ничем. В 2014 году хотя бы было, что показать. Был крымский консенсус, который продержался три полных года – с 2014-го до 2017-го. Но тогда действительно были 86%, хоть их и приходилось сложно конструировать. А сейчас нет ничего. Уровень поддержки федеральной власти сжался до лоялистского ядра, до 27%. 27% – это и электоральный рейтинг «Единой России»*, и уровень доверия президенту в опросе открытого типа («Назовите, кому из политиков вы доверяете»). 27% – это новые 86%.
И вот на этом фоне сконструировано ощущение, что вернулась народная любовь во всей своей свежести. Ничего подобного не происходит, но понятно, зачем это делается. Надо в этом состоянии дотянуть до выборов".