У Маркса и Энгельса концепция “производства” не заключает в себе той двусмысленности, которая делает ее столь плодотворной. У нее есть два значения, одно очень широкое, а другое узкое и точное. В широком значении люди как общественные существа производят свою жизнь, свою историю, свое сознание и свой мир. В истории и в обществе нет ничего, что не было бы приобретено и произведено. Сама “природа”, какой она предстает органам чувств в общественной жизни, модифицируется, то есть производится. Люди производят юридические, политические, религиозные, художественные, философские и идеологические формы. Следовательно, производство в широком значении включает в себя многочисленные творения ( oeuvres ) и различные формы, даже если эти формы не несут на себе клейма производителя или производственного процесса (как, например, логическая форма, абстракция, которую легко представить в качестве вечной и непроизведенной, то есть метафизической).