Некоторые ассоциации пищепрома (Союзмолоко, Союз производителей безалкогольных напитков, Национальный союза птицеводов, Союзроссахар) просят у правительства:
• Нанести удар по ритейлерам (мораторий на применение неустоек и на продажу товаров со скидками)
• Отказаться от введения цифровой маркировки.
Понятно, что сейчас просящих у государства много и зачастую "хотелки" бизнеса вполне оправданны, но этот список вызывает недоумение.
Государственный запрет для сетей проводить промоакции явно нарушает баланс интересов участников рынка, дискриминируя одну из сторон рыночных отношений. Аргумент, что производители из-за скидок теряют в выручке, не соответствует действительности.
Благодаря акциям на рынок выводятся новые товары и увеличиваются продажи. В условиях низкой покупательской способности это эффективное средство стимулирования спроса. Т.е. в конечном итоге предоставляемые ритейлом розничные скидки работают и на самих производителей.
Требование о моратории на применение штрафов и неустоек за недопоставку и несвоевременную поставку уже неактуально - с 20 марта крупнейшие сети согласились временно не применять эти санкции, заодно обнулив торговую наценку на некоторые социально значимые товары.
Что касается маркировки, то
ее отсрочка если и целесообразна, то для новых групп товаров. По молочной продукции и бутилированной воде пилотные проекты уже запущены: предприниматели в них активно участвуют, проекты корректируются в зависимости от их пожеланий. Если сейчас все затормозить, уже отлаженная система так и застрянет в полупозиции. Или участники будут к ней не до конца готовы, если сроки останутся прежними.
Необходимость же самой маркировки как средства борьбы с контрафактом и формирования безопасного потребительского рынка
очевидна. Сейчас происходит так: предположим, вы купили некачественный товар, нанесли (не дай Бог) вред своему здоровью - и идете судиться с магазином. С магазином, а не с производителем, который случайно допустил брак или захотел намеренно сэкономить на ингредиентах.
И ритейлу, по понятным причинам, такая ситуация не нравится - отвечать приходится не за себя. Поэтому
торговые сети заинтересованы в том, чтобы снизить риски и иметь "чистую" продукцию, которую можно проверить на каждом этапе создания и транспортировки. И даже больше федеральных сетей в этом заинтересованы региональные магазины, для которых судебные издержки за 1 пакет "пальмового" молока или
хлеба с мочалкой могут стать фатальными.
А позиция отдельных производителей, выступающих против, постоянно меняется и ничем не мотивируется. Те, кто сейчас против маркировки, еще не так давно
выступали за неё. Просто
не хотят менять привычные правила и играть "в белую".