Ну да, будем считать, что чеха Франтишека Купку я люблю. Хотя, на самом деле, он мне не очень нравится. И вообще - хоть он и родился в Богемии, но большую часть жизни прожил во Франции. Абстрактное искусство, орфизм и всё такое.
Родился в семье ремесленника. Учился в пражской Академии изобразительных искусств, писал реализм на исторические и патриотические темы. Десятками. В 1891 году переехал в Вену, поступил в Академию изобразительного искусства, ушёл в символизм и аллегорические сюжеты. Началось его бурное увлечение теософией и восточной философией. С 1895 года жил в Париже, недолго посещал частную академию художеств Жюлиана, затем учился в Школе изящных искусств. Иллюстрировал книги, оформлял плакаты, стал известен как автор сатирических рисунков в газетах и журналах под псевдонимом «Поль Реньяр». В 1906 году поселился в парижском пригороде Пюто, в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon d’Automne).
Был настолько впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, который был опубликован в 1909 году в «Фигаро», что написал картину «Клавиши пианино, или Озеро» (и моментально выставил его в Национальной галерее в Праге) и эта картина - это был перелом в его жизни и стиле. В работах 1908—1911 годов — влияние фовизма и пуантилизма. Полотна, созданные в 1910—1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». В 1912 году принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» в Салоне независимых (Salon des Indépendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом.
Но вот знаете что? В 1919 году он стал профессором пражской Академии художеств, обучая студентов, проходивших практику в Париже, странные цепочки, но да фиг с ним. В 1919—1938 годах Купку финансово поддерживал его близкий друг, коллекционер живописи и промышленник Джиндрич Волдес, собравший значительную коллекцию работ художника, так как в салонах и на выставках он не продавался совершенно.
В 1931 году Купка вместе с другими представителями искусства основал группу «Abstraction-Création» («Абстракция-Творчество»). В 1936 году его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также на выставке Альфонса Мухи в галерее «Жё-де-Пом» (Париж). Ретроспективная выставка картин Купки состоялась в 1946 году в галерее «Манэс» (Прага). В том же году участвовал в Салоне новых реальностей (Salon des réalités nouvelles), где продолжал регулярно выставлять свои творения до конца жизни. Провёл несколько персональных выставок в Нью-Йорке. Последние годы жизни жил в Пюто, где умер в 1957 году.
https://t.me/malzoffsgallery/60998