🇨🇳 Мы много пишем о ванхун-экономике — рынке блогеров в Китае и их взаимодействии с платформами. Не малую роль в этом играют блогерские агентства и инкубаторы, которые называются
MCN (multi-channel network). Что из себя представляет рынок MCN в 2020 году и что изменилось?
На начало 2020 года в Китае
насчитывается около десяти тысяч MCN. 75% агентств в среднем имеют от 10 до 99 подписанных авторов. 90% китайских блогеров с аудиторией более 100 тысяч человек, работают на MCN или создали свое агентство.
🤔
Зачем они нужны?Агентства объединяют блогеров и помогают платформам быстро получить контент от множества авторов на любую тему, тем самым привлекая аудиторию и рекламодателей. Например при запуске Douyin (китайского TikTok) первые сотни создателей контента были предоставлены агентствами.
Для блогеров агентства полезны тем, что приводят рекламодателей и используют свою сеть для продвижения («взаимопиара») блогеров. Также агентства могут брать на себя бухгалтерию, бизнес-процессы, образование и консультирование блогеров по созданию контента.
🎭
MCN очень разныеКакие-то агентства работают только на конкретных площадках (например, маркетплейсы или короткие видео), кто-то работает только в определенной тематике (например, бьюти или еда). Часть агентств — это полноценные продакшн-компании, которые снимают веб-сериалы, мультфильмы и шоу. Их называют MCN, только из-за способа дистрибуции — через социальные сети и интернет-площадки.
💡
IP прежде всего!Главная цель MCN — создание IP (от intellectual property; интеллектуальная собственность) и дальнейшая его монетизация. Данная модель в Китае вдохновлена Disney, которая уже почти сто лет создает персонажей и целые вымышленные вселенные, а затем зарабатывает на продаже сопутствующих товаров (мерча) и интеграциях (от рекламы до Диснейленда). В Китае неважно блогер, скетч-шоу или виртуальный персонаж — всё это должно представлено на платформах, работать с аудиторией и зарабатывать деньги.
⚰️
Их хоронили, но они живучиНа 2018-2019 годы платформы активно развивали отделы по работе с авторами и расширяли возможности монетизации. Некоторые площадки
инвестировали в MCN, тем самым получая прямой доступ к ресурсам агентств. Например, интернет-гигант Alibaba владеет лайвстрим-платформой Taobao Live и инвестировал в ванхун-инкубатор Ruhan 3,3 миллиарда юаней. Другой пример — Bytedance, который купил 25%-ую долю в агентстве Fengmaniu. Всё это даже заставило некоторых экспертов говорить, что
эпоха MCN подходит к концу и скоро платформы будут работать без посредников.
Как показывают исследования, число агентств продолжает расти трехкратными темпами ежегодно. На рынок блогерских агентств приходят новые игроки из таких традиционных сфер, как телевидение и видеопродакшн. В 2019 сразу несколько китайских телеканалов запустили «интернет-редакции», которые по сути делают то же, что и MCN — создают контент только для интернета, распространяют и монетизируют его.
В 2020 году социальный и политический заказ только усилился. Во время эпидемии Covid-19, платформы были заняты отловом фейков и усилением цензуры. Контент на себя взяли MCN, которые организовали блогеров на просветительскую работу с населением: разрушая слухи о вирусе и агитируя сидеть дома. Когда эпидемия в Китае практически побеждена, а бизнес возвращается к жизни, спрос на услуги блогерских агентств только продолжает расти.
— Александр Мальцев