То есть если ты сегодня узнаешь что киевский метрополитен оказывается получает 600% прибыли с пассажира, то ты пойдешь копать второй метрополитен в Киеве? Я же начал с определения естественной монополии.
есть некое предприятие стоимостью Х
у него прибыль 5%, окупаемость одна,
прибыль 600%, окупаемость другая
есть некая точка окупаемости при которой конкурент не возникнет, например 5 лет. Например при прибыли 12% (речь идёт о прибыли с оборота видимо). Так это и есть оптимальная цена. Это та цена которая позволит расширять производство (строить новые станции) при сохранении монополии.
Если сделать цену ниже - новые станции невозникнут, окупаемость слишком долгая. Если сделать цену выше - возникнут конкуренты.
Исторически сложилось или не исторически - неважно. Это простая формальная логика