
Можно, наверное, представить разочарование археолога, который находит очередной древний манускрипт, принимается за его расшифровку и видит там скучнейший перечень: "такое-то поле принадлежит такому-то, храмовому писцу" или "такой-то участок такой-то, сын такого-то, продал такому-то, сыну такого-то".
Но наличие таких реестров имеет фундаментальное значение: оно говорит нам о возникновении государства (да простят меня опять либертарианцы). Развитая система права собственности (ладно, оговоримся: в доблокчейновую эру) не могла существовать без государства, которое вело эти реестры, хранило информацию о собственности на недвижимое имущество в целости и сохранности. Ведение реестров недвижимости — исторически одна из самых первых функций, которая вообще появилась у государства; ради которой появились государства.
Отсюда же и вся школьная математика: в тех же самых древнейших египетских папирусах и на вавилонских глиняных табличках складывают, делят, рассчитывают площади сложных геометрических фигур и даже решают квадратные уравнения почти исключительно в практических целях: для определения размеров земельного участка, для подсчета урожайности, налога, кадастровой стоимости недвижимости. Первыми математиками были землемеры — то есть, кадастровые инженеры.
Это самая базовая, цивилизационно-образующая вещь. Наша цивилизация, буквально, выросла из того, что охотники и собиратели осели, занялись земледелием, а для земледелия им понадобилось решать задачи, связанные с управлением правами собственности на земельные участки.
***
Это я все пытаюсь объяснить, почему на фоне всех безумий и преступлений путинского режима, украденных триллионов и политических убийств, меня все равно как-то особенно трясет от того, что они делают с реестрами недвижимости. В 2016 году, когда впервые стали портить Росреестр ради сыновей Чайки, это было шоком. В 2021 году это стало дешевой услугой, доступной, очевидно, очень широкому кругу лиц — от каких-то вельможных содержанок, до рядовых фсбшников и детей региональных князьков. И это — приговор государству.
Добровольный отказ от выполнения самой базовой государственной функции — открытое признание Путина в том, что он сделал Россию XXI века самым настоящим failed state — таким, которое не умеет справиться с задачами, которые умели решать еще древние шумеры четыре с лишним тысячи лет тому назад.
Одно хорошо: что все это у нас как на ладони. И что многие путинские подельники сами и добровольно вычеркнули свои имена из реестров недвижимости; куда проще будет с реституцией наворованного, когда правление этой банды неудачников закончится.
Посмотрите новое видео ФБК и поддержите нашу работу.