https://www.leftfront.org/?p=34448История с казанским стрелком оголила очень важную, показательную проблему нашего общества, став, можно сказать, лакмусовой бумажкой — равнодушие и жестокость. Написать этот текст меня вынудили реплики уважаемых мною товарищей по левому движению, в которых они не скупились в гневных словах, адресованных Ильназу Галявиеву. Но практически никто не поднял тему о причинах этого поступка. Чернышевское "Кто виноват и что делать?" является самым актуальным вопросом в данной истории.
Многие СМИ после трагедии поспешили выйти на связь со знакомыми 19-летнего стрелка, чтобы выяснить подробности его жизни и составить примерный портрет Галявиева как личности. И что нам удалось услышать в рассказах окружающих его людей? Спокойный, хороший парень, скромный мальчик, подвергался давлению в школе со стороны учителей и одноклассников, в колледже был прилежным учеником, и ничто не предвещало трагедии.
Далее мы узнаем, что около года назад в его поведении начали происходить изменения (которые были заметны пока только членам семьи), и в связи с частыми головными болями молодой человек обратился в медицинское учреждение, где была выявлена энцефалопатия головного мозга — заболевание, одним из симптомов которого и является нестабильность в поведении, склонность к агрессии.
Пока сложно сказать, к какому выводу придут эксперты Института Сербского. Признают Ильназа вменяемым или нет. В любом случае, оправдания его поступку не будет. Десятки семей оказались в чудовищной ситуации, не дай Бог никому. Но если посмотреть на эту историю с другого ракурса и отмотать немного назад, давайте проанализируем, что подготовило почву для этого, можно сказать, террористического акта. Какой посыл обществу дала эта трагедия?
Ребёнок, не имеющий поддержки и не находящий понимания в своём окружении, замыкается в себе, испытывая колоссальный стресс. Родители и учителя по своей социальной функции обязаны следить за психологическим комфортом детей, вовремя реагировать на акты проявления насилия, агрессии, давления и несправедливости в отношении детей.
По сообщениям одноклассников Ильназа Галявиева, его на протяжении многих лет учёбы в школе гнобили учителя и ученики, парень был замкнутым и безответным. Из чего несложно сделать вывод, что школа ассоциировалась у него с местом скопления негатива и обид. Можно ли считать причастными к событиям, равно виновниками трагедии, тех взрослых, что не остановили вовремя, не пресекли издевательства над мальчиком, а тем более сами участвовали в унижении ребёнка? Не получи он детскую травму в школе, расправляться с людьми пошёл бы в ближайший супермаркет возле дома, а не в свое учебное заведение, это очевидно.
Сразу после событий Маргарита Симоньян в программе Владимира Соловьева, рассуждая о влиянии интернета на детей, произнесла страшную по своей сути вещь. Мол, если ребёнок не знаком с интернетом, над ним будут издеваться одноклассники, поэтому своих детей она от интернета не изолирует, но старается ограничивать, и хотела бы, чтобы он был более безопасным. Фраза "будут издеваться" прозвучала как что-то обыденное, нормальное. Мне лично от услышанного стало плохо. Когда нравственные скрепы нашей страны изменились так, что издевательство в школе над ребёнком стало заурядным событием? Хуже всего то, что решение озвученной проблемы Симоньян видит в знакомстве детей с интернетом, а не в пропаганде здоровой нравственности среди школьников и призывании родителей с малых лет внушать детям то, что обижать и унижать других людей - это недопустимо.
Сколько в России семей, не уделяющих внимание нравственному воспитанию своих детей? Сколько учителей, не просто не пресекающих нездоровые отношения среди детей, а даже сами участвующие в унижении учеников? Что мы можем о них сказать? Виновны ли они в подобных трагедиях? Я считаю, виновны. И осуждаться должны не менее Галявиева.