Вчера удалось посмотреть картину
«Уроки фарси» режиссёра Вадима Перельмана. Премьера фильма состоялась в начале года во внеконкурсной программе Берлинского кинофестиваля.
Франция, 1942 год. Бельгийский еврей Жиль (Науэль Перес Бискайяр) оказывается в концлагере, где выдаёт себя за перса Резу. Главный повар лагеря Клаус (Ларс Айдингер) как раз хочет выучить персидский язык, чтобы после войны переехать в Тегеран и открыть там ресторан. Так как Жиль не знает фарси, то он выдумывает язык и начинает заниматься с Кохом по вечерам языковыми уроками.
Мы привыкли к еврейской теме в кино. Вдоволь порыдав на великом
«Списке Шиндлера» и поразившись истории Владислава Шпильмана в
«Пианисте», зритель вроде бы устал от темы, встречая каждый новый фильм о Холокосте с долей скепсиса.
«Уроки фарси» тоже основаны на реальной истории, но Перельман намеренно сглаживает углы там, где можно было бы вновь показать дьявольскую жестокость концлагерной атмосферы.
Но нельзя сказать, что режиссёр уходит в вылизанный Холокост. Он демонстрирует и адский труд на каменоломнях, и неоправданную жестокость немецких офицеров, которых нередко выставляет недалёкими людьми, лишенными эмпатии. Правда, центральная история интересует Перельмана больше всего. Науэль Перес Бискайяр в «
120 ударах в минуту» был импульсом, придававшим движение фильму. Здесь его герой — обманщик из-за обстоятельств вокруг него. Он врёт, чтобы выжить, чтобы не дать сломить себя. Иногда его спасает смекалка, иногда сочувствие заключённых, а иногда просто случай.
Клаус в исполнении Ларса Айдингера («
Матильда») представляется классическим нацистом, но цель — выучить язык и иммигрировать — меняет его внутри, постепенно вытаскивая наружу человечность. Зрителю подсказывают, что не стоит вестись на преображение Клауса, ведь перс ему интересен, прежде всего, в качестве инструмента, а не индивида.
Гуманистический посыл ленты перекрывает недостатки, которые не то чтобы бросаются в глаза, но не позволяют причислить фильм к образцам жанра. Наоборот,
«Уроки фарси» меняют его, делая большой шаг в развитии «кино о Холокосте», показывая, что и на такую серьёзную тему можно сделать поистине зрительское кино.
Прокат картины намечен на весну 2021 года.
#рецензия