История Уралвагонзавода в двух частях. Часть 1. После того, как Уралвагонзавод в 2016 году перешел в собственность концерна "Ростех", команда Сергея Чемезова пытается расследовать те схемы, которые были выстроены бывшим генеральным директором предприятия Олегом Сиенко. Одна из них касается занижения цены, по которой Федеральная грузовая компания (ФГК) арендовала 27,2 тыс полувагонов у дочерней компании "Уралвагонзавода" — "УВЗ-Логистик". О занижении цены и упущенной выгоде предприятия стало известно в результате аудита компании, которую проводили новые собственники в прошлом году. Напомним, что Олег Сиенко, опасаясь тюрьмы, пытается договориться с силовиками о блокировании внутренних проверок предприятия, а также выделил не менее $2 млн на "зачистку" компрометирующих публикаций о себе в интернете.
Вагоны для "дочки"
Уралвагонзавод создал "УВЗ-Логистик" в 2010 году для управления вагонами собственного производства. Начиная с 2014 года на рынке перевозок начался профицит вагонов и низкие ставки аренды, Уралвагонзавод испытывал проблемы со сбытом, поэтому "УВЗ-Логистик" пришлось покупать значительную часть вагонов, выпускаемых на заводе, привлекая заемные средства у "Сбербанк Лизинга" и "Газпромбанк Лизинга".
В ноябре 2015 года "УВЗ-Логистик" удалось договориться о передаче более 27 тыс полувагонов в аренду Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), входящему в РЖД, по агентскому соглашению. Сделка позволила решить проблему низкой доходности этого бизнеса. Решение о передаче вагонов "УВЗ-Логистик" в управление структуре РЖД было принято, после того как президент Владимир Путин посетил завод и провел совещание, на котором обсуждалось тяжелое финансовое положение УВЗ. Спустя полгода, в марте 2016 года, парк "УВЗ-Логистик" перешел в аренду к другой структуре РЖД— ФГК. ФГК и "УВЗ-Логистик" не раскрывали тогда условия аренды, но источник в одной из операторских компаний сказал РБК, что ставка была рыночной, а срок аренды — до конца 2018 года.
В итоге РЖД стали крупнейшим оператором с парком 120 тыс полувагонов.
Передача полувагонов "УВЗ-Логистик" в управление ФГК была инициирована руководством УВЗ в целях финансового оздоровления компании, сказала представитель ФГК. В момент заключения договора ставки аренды вагонного парка "УВЗ-Логистик" соответствовали и даже превышали ставки аренды на рынке, а за период действия договора ФГК трижды повышала ставку, в общем на 70%, сказала она.
Есть мнение, что если бы не поддержка со стороны РЖД, то "Сбербанк Лизинг" и "Газпромбанк Лизинг" (основные кредиторы "УВЗ-Логистик") могли расторгнуть договоры лизинга с "дочкой" УВЗ в связи с неплатежами и изъять у нее вагоны. Он указывает, что ФГК заключила долгосрочный договор с "УВЗ-Логистик", зафиксировав ставки аренды от падения, а также внесла предоплату для погашения задолженности компании по лизинговым платежам. По его оценке, общий долг "УВЗ-Лизинг" на тот момент составлял около 100 млрд рублей и большая его часть приходилась на задолженность перед лизинговыми компаниями.
Финансовое оздоровление от "Ростеха"
Через месяц после заключения контракта с ФГК, в апреле 2016 года, глава "УВЗ-Логистик" Дмитрий Еремеев стал по совместительству заместителем гендиректора по стратегическому развитию ФГК. Однако проверка МВД относится к периоду работы Дмитрия Еремеева на посту гендиректора "УВЗ-Логистик", а не к ФГК, утверждает ее представительница. Еремеев покинул пост заместителя гендиректора ФГК в 2017 году по собственному желанию, добавила она.
Можно предположить, что гендиректор "УВЗ-Логистик" не проявил должной осмотрительности и не выяснил, сколько реально стоила аренда вагонов на рынке. Но его формальная связь с ФГК, которая взяла вагоны в аренду, дает основания подозревать менеджера в недобросовестных действиях и с него могут быть взысканы убытки, если его вина будет доказана.
Продолжение следует.
@leasinger_kompromat