Не успели в «Яндексе» выдохнуть после завершения так называемого «дела колдунщиков» (тогда для IT-компании закончилось все малой кровью – 4,4 млрд рублей штрафа при возможных 30 млрд рублей), как оказались в центре нового судебного и медийного скандала:
компанию обвинили в воровстве технологий.
Под каток «Яндекса» попала компания AllMyBlog, основатель которой обвинил IT-гиганта в использовании его идеи при разработке технологии автоматического переводчика видео и подал соответствующий иск в арбитражный суд. По утверждению истца, AllMyBlog работал с «Яндексом» с 2019 года в области дистрибуции видеоконтента. Тогда же владельцы сервиса получили запрос, что российский контент интересен в Китае, и начали заниматься переводом: в феврале 2021 года его компания AllMyBlog создала сервис Taradam для перевода видео на 56 языков мира. В свою очередь, в «Яндексе», увидев разработку компании, запросили математические модели и подробные презентации, которые стартап передал под NDA, вступив в переговоры о привлечении инвестиций.
Но 7 июля «Яндекс» внезапно вышел из переговоров, а на следующий день – просто заявил о разработке собственной технологии перевода видео.
Надо полагать, Механика разбирательства в таких судах для «Яндекса» не в новинку – на рынке информационных технологий в целом есть
устоявшееся мнение, что компания Воложа регулярно грешит такими заимствованиями,причем зачастую даже не пытаясь купить понравившийся стартап: спарсить технологию при наличии ресурсных и программных возможностей «Яндексу» явно проще, чем впоследствии добиться справедливости маленькому техно-стартапу.
Полтора года назад инвестор Алексей Менн в случайном интервью уже высказывал аналогичные опасения относительно ведения бизнеса с «Яндексом» – дословно: «Если «Яндексу» что-то понравится, то они сделают совсем скромное предложение об инвестициях, а если откажешься, то сделают аналог проекта».
В текущем деле «Яндекс» уже выбрал для себя традиционную линию защиты – «все отрицать». И даже то, что компания подписала NDA, также «ни о чем не говорит». Дальнейшая аргументация больше похоже на новое доказательство теории вероятности: «Да, «Яндекс» согласился не разглашать некую информацию, но выпуск похожего проекта не значит, что он ее разгласил – ведь компания могла выпустить альтернативный сервис, не пользуясь чужими инсайдами».