Size: a a a

Кристина Потупчик

2019 January 23
Кристина Потупчик
krispotupchik
Чак Паланик. «Ссудный день»

Big dick, как говорится, is back in town. Чак Паланик снова с нами.

Куратор постмодерна для Поколения X написал «Ссудный день», чтобы напомнить нам всем, что может литература. Как в старые добрые, где хорошие парни берут в руки пушки и вышибают этой цивилизации мозги.

Политики, феминистки, «ниггеры» и гомосексуалы, журналисты и нэйтив эмериканс, старые и молодые — от Паланика всем достаётся в равной степени.

Шалость, судя по отзывам, удалась. Об этом говорит, например, реакция журналистов отдела литкритики издания «Индепендент», которые жалуются на «мультяшность» персонажей «Дня» Паланика, называя книгу «скучной» и упрекая его в «отсутствии сердца». Что лишь доказывает — автор снова в строю и бомбит оружием массового поражения по большим площадям.

Как и полагается, в новом Паланике причиной всей кровавой бани становится ключевой лирический герой — герой-одиночка, одержимый Большой Идеей. Но в отличие от главного персонажа «Бойцовского клуба», двигатель новой книги Паланика не тратит время на рефлексию и поиск смысла жизни, а просто хочет разбогатеть, чтобы завоевать понравившуюся ему телочку. Так любовь в очередной раз становится причиной чего-то значительного и не очень приятного.

Мир в «Ссудном дне» делится на 3 больших государства — Блектопию для афроамериканцев, Гейсию для гомосексуалов и Государство Арийское для оставшихся им сочувствующих. Как и положено для жанра современной антиутопии, где-то далеко за горизонтом существует тайная Канада, куда все рано или поздно начинают мечтать сбежать (но ни у кого не получается).

Чернокожие оказались обладателями тайного прогрессивного знания, они первыми познали секреты цивилизации, просто старательно скрывали это от белых завоевателей и сотни лет прикидывались терпеливой рабочей силой. Например, жителям африканского континента не требовались колеса, потому что они могли летать. Они не нуждались в письменности, потому что передавали знания посредством техники когнитивной альмагации. А если достаточное число черных братьев и сестер запоют в унисон, то смогут изменить структуру физической материи. В своем новом государстве чернокожие перестали притворяться и раскрыли миру всю свою просвещенную сущность. Например, изобрели лекарство от рака — им оказалась моча🤷🏽‍♀️

Повсеместно начали убивать угнетателей — политиков, академиков, медийных персон, обязательно законодателей. Чтобы выжить, им приходилось ассимилироваться в одном из государств: беженцы, оказывашиеся в Гейсии, приноровились находить себе «бороду» и мимикрировать под геев. А белые, чтобы выжить в Блектопии, искусственно затемняли кожу с помощью метоксалена и ультрафиолетовой лампы (ради бога, не пробуйте).

В арийской стране наука оказалась под запретом. Белым людям полагалось не учиться, а плодиться. Ввели гаремы и сексуальные коммуны. Хочешь выжить — рожай, иначе в лагерь для еретичек! Не знаю, знает ли Паланик, кто такой Герман Стерлигов, но его мир он описал очень точно (или это тайное желание всех белых мужчин?)

С либералами быстро разделались, каждая из трёх культур сформировала собственное судопроизводство, а электоральные права граждан теперь напрямую зависят от количества срезанных ушей с голов профессоров и чиновников. Звучит весьма заманчиво.

Не буду больше спойлерить и открывать сюжетные тайны, лишь выдохну и скажу, что старик Паланик в отличной форме и не жалеет никого. Стильные мерзости и человеческие пороки, одиночество и толпа, Кьеркегор и Бердяев.✊🏿
источник
2019 January 25
Кристина Потупчик
«Книга - лучший подарок». И это не ирония.
источник
2019 January 26
Кристина Потупчик
Я
источник
2019 January 30
Кристина Потупчик
Хорошо хоть читать не надо, только слушать как шум прибоя
источник
2019 January 31
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
krispotupchik
Жан-Клод Болонь «История безбрачия и холостяков»

Сегодня на нашем литературно-хирургическом столе весьма любопытная работа бельгийского историка о феномене безбрачия от античных времён и до наших дней. Господин Болонь уместил под одной обложкой обстоятельный рассказ о том, какое отношение имело общество к холостякам в разные эпохи, попутно захватив описание приличествующей холостяцкому образу жизни культуры повседневности.

Думается, что собранный автором материал сможет заставить читателя вздохнуть с облегчением, что он читает эту книгу в 2019 году. Ведь долгое время отказ от брака порицался и считался утверждением главенства личного над общественным.

Холостяк Средневековья — это практически предатель, потому что он не может поставлять родине так необходимых ей защитников. Презрение к безбрачным чуть ли не предписывалось законом. Неженатым запрещали присутствовать на празднествах, над ними публично издевались: власти заставляли их обходить голыми городскую площадь, распевая хулительную песню, специально сочиненную ими же. Их штрафовали и даже налагали запрет на наследование имущества.

А незамужние женщины постоянно должны были доказывать свою безгрешность. Автор приводит любопытный пример про женское движение бегинок — так в Средние века в Европе называлось женское религиозное движение, которое постулировало не то чтобы совсем хардкорный монашеский уклад жизни, но объединяло бедняжек, которые по тем или иным причинам проживали без супругов и были близки к религиозным практикам.

Большим прорывом в плане отношения к холостяцкому образу жизни и в целом эволюцией нравов стала эпоха изобретения пенициллина и противозачаточных. Матримониальный диктат смягчился и холостяцкое одиночество потихоньку начало проникать в моду. Ведь быть холостяком — это не только есть чипсы в постели и засовывать нож в банку с нутеллой. Безбрачие — это залог приключений.

Автор также анализирует интересную смысловую линию о том, что психологически более устойчивым в кризисных и внештатных ситуациях оказывается человек одинокий, нежели участник (или участница) отношений. Выяснилось, что одинокие люди больше озабочены своим непрерывным личностным развитием. Еще дополненную стоимость холостякам приносит тот факт, что они не возлагают на одного избранника все заботы по собственному психологическому благополучию, а ищут самореализации в других местах — занимаются спортом, постоянно находят новые хобби, меняют половых партнеров, когда хочется, ходят на тренинги, учат языки, больше проводят времени с друзьями.

Американскими учеными установлено, что у незамужних женщин зарплаты выше, а одиноким мужчинам удается проводить на работе меньше времени, чем женатикам, так как у них больше стимулов выкраивать время на социальную активность вне офиса. Синглы психологически устойчивее и счастливее семьянинов.
   
Высокие технологии делают нашу жизнь легче год от года, индивидуализм давно стал нормой, а «Окно Овертона» вертит понятиями «девиация» и «норма» так, как ему заблагорассудится. Не только брак, но и более-менее серьёзные отношения сегодня начинают восприниматься в качестве атрибута взросления, ну а кому сейчас хочется взрослеть, тем более, что следом за взрослением обязательно придётся стареть…

Иронично, что общество как раз взрослеет, и вместе с ним (с нами) взрослеют ценности, которые считаются нормой. Право самому выбирать, что делать со своей жизнью — относительно новое изобретение. Как и к любой новинке, к нему ещё придётся привыкнуть. Однако уже сейчас достаточно очевидно, что возможность выбирать, как и с кем тебе быть — большое достижение.  

Земля, в конце концов, уже не нуждается в таком количестве новых людей, а власти не требуют от нас рожать солдат, и осознанное одиночество, слава богу, давно не считается извращением. Остановитесь и подумайте еще раз: никто не осудит, если вы решите завещать свое тело на съедение сорока кошкам.
источник
2019 February 01
Кристина Потупчик
Сегодня в нашем книжном клубе будет немного необычный по формату пост.

10 января главный редактор телеканала «Russia Today» и МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян опубликовала у себя в телеге @margaritasimonyan первую главу своей книги про RT.

Вот как она сама её описывает:

В книге будет много и очень честно о том, как все это было - как меня назначали, сколько было разных келейных интриг, как мы работали с Ассанжем, взламывали американскую демократию, про Путина, про  Громова, про Лесина, про то, чем кончилось выпивание текилы на спор с Песковым, короче, обо всем, о чем все эти годы меня расспрашивают журналисты - и о том, о чем они даже не догадываются.
https://t.me/margaritasimonyan/2358

Словом, если вы хотите разбираться в том, что такое современные медиа, как работают с информацией у нас и за рубежом, то представить себе более интересного спикера по данной теме мне лично крайне трудно.

Первая глава книги доступна по этим ссылкам:
https://t.me/margaritasimonyan/2358
https://t.me/margaritasimonyan/2359
https://t.me/margaritasimonyan/2360
https://t.me/margaritasimonyan/2361
https://t.me/margaritasimonyan/2362
https://t.me/margaritasimonyan/2363

Чтобы не вставать два раза, буквально на днях Симоньян опубликовала и вторую главу, не менее интересную и захватывающую:
https://t.me/margaritasimonyan/2448
https://t.me/margaritasimonyan/2449
https://t.me/margaritasimonyan/2450
https://t.me/margaritasimonyan/2451
https://t.me/margaritasimonyan/2452
https://t.me/margaritasimonyan/2453
https://t.me/margaritasimonyan/2455

Чтобы не вдаваться в подробности и не заспойлерить вам всю малину просто скажу, что Виктор Олегович Пелевин наверняка найдёт там материал для интеграции в один из своих следующих романов. А то и не в один 🙂

Но возвращаясь к природе книги. Простой и наглядный пример о том, как сегодня можно работать с информацией.

В одном из фрагментов книги, опубликованных в телеге, Маргарита вспоминает один случай более чем десятилетней давности, когда к ней на светофоре подъехал какой-то умалишённый (в таких у нас никогда достатка не было) и реши весьма своеобразно заявить о себе. Подробнее именно с этим фрагментом можете ознакомиться по ссылке — https://t.me/margaritasimonyan/2453.

Но дальше начинается сама магия.
Сначала Навальный вырезает скриншот именно с этим фрагментом, целенаправленно избегая упоминаний о том, что дело происходило в уже к сожалению так далёком 2005 году. Публикует его к себе в твиттер с полупрозрачными намёками про то, что делать так, конечно, не то, чтобы хорошо, что разве уж и так ли это плохо? Следом историю у него подхватывает коллективный «Лентач» уже со свойственными подобным площадкам смехуечками в духе «Можем повторить». Опять же, выдавая описанный Маргаритой случай за что-то, что произошло чуть ли не вчера на Арбате, но они сами не видели, а сосед брата напел по телефону. Классический fake news как они есть.

Кажется, будто ИА «Панорама», русская версия знаменитого юмористического проекта «Onion News» всей редакцией переехала в ФБК и теперь работает во славу «Прекрасной России Будущего» на обслуживание фейковой повестки.

Ну так вот. В том числе, чтобы не попадаться на такие истории, и стоит прочитать книгу Маргариты. Там действительно много интересного.
источник
2019 February 05
Кристина Потупчик
Чувак в метро читает книжку «Управление бизнесом по методу спецназа»🤷🏽‍♀️
источник
2019 February 06
Кристина Потупчик
Новая словесность несколько категорично обращается со старой словесностью.
источник
2019 February 08
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
krispotupchik
Туре Рем. «Кнут Гамсун. Визит к Гитлеру»


Очень не люблю дискуссии на тему можно ли простить гению то, за что обычного человека в приличном обществе приговаривают к смертной казни. Хвала Всевышнему, автор данной биографии выдающегося норвежского писателя Кнута Гамсуна избавляет нас от подобных сомнений, с порога обозначая собственную позицию — монстр остается монстром, сколько бы прекрасных книг о любви он ни написал.

Не докучая нам долгими рассуждениями об этической стороне вопроса, Туре Рем просто и интересно раскладывает жизнь Гамсуна по фактам, что помогает лучше понять причины появления у него симпатии к Гитлеру.

Так как большинство биографов пытались оправдать фашизм Гамсуна неким его моральным нигилизмом ницшеанского толка, книга эта оказывается также полезной, потому что становится понятно, что сам Гамсун особо не нуждался в прикрытии своих мировоззрений какими-либо тонкими материями, переменно пребывая то в состоянии мании величия, то страдая от комплекса неполноценности. Важным для Гамсуна было одобрение лишь со стороны избранных: «Я не буду посещать светские собрания, где присутствуют великие люди, пока сам не стану одним из них».

Выясняется, что предрассудки у Гамсуна были не только по отношению к евреям. В своей книге об Америке он описывал афроамериканцев как «людей, у которых в голове кишки вместо мозгов», а про индейцев лауреат Нобелевской премии по литературе писал, что они похожи на «свободно пасущихся животных».

Так что вовсе не немцы прибрали его к рукам и испортили. Он сам с пылкой готовностью делал фашистам римминг в обмен на похвалу, славу и сигары. Он даже подарил свою Нобелевскую медаль Геббельсу (Гамсун считал его самым выдающимся идеалистом в мире, человеком, обладающим исключительным этическим чутьем). Действительно, конкуркецию в « этическом чутье» Геббельсу мог составить разве что сам Гамсун.

Рем характеризует писателя как сторонника многоженства и гаремов, ненавистника попрошаек и борцов за права человека. В качестве иллюстрации той самой « чуткости» приводится замечательный пример — случай, когда Гамсун случайно (?) сбил нищего ребенка и отказался даже минимально помочь семье пострадавшего, мотивировав это тем, что все нищие повадятся лезть ему под колеса. Высокие этические стандарты!

Про встречу с Адольфом Гитлером в книге что-то новое или неизвестное вы вряд ли найдете. Примечателен разве факт, что за ночь до встречи у Гитлера случился метеоризм, а Гамсун из-за старческой глухоты не смог расслышать слов переводчика. Но все же книга в первую очередь посвящена не тому как прошла эта встреча, а почему она состоялась.

Заканчивается работа этюдами с судебного заседания над Гамсуном после окончания Второй мировой войны. В ходе суда Гамсун весьма успешно строил из себя дурачка, ссылаясь на то, что его, мол, никто ни разу не одернул, не предупредил, не намекнул, что поддерживать Гитлера и бахаться в десны с Геббельсом на фоне уже развернутого окончательного решения еврейского вопроса — идейка не из лучших. И не разубедил, что не останавливающийся дымок над крышами концлагерей это всего лишь свидетельство бесперебойной работы комбинатов питания из щедрой заботы об узниках, а газовые камеры - это просто душевые. В итоге Гамсуну таки поставили диагноз — устойчивое ослабление умственных способностей.

Геббельс как-то сказал, что Кнут Гамсун является чуть ли не «единственным подлинным описателем истинной человеческой сути». Отличная (без шуток) характеристика. При условии того, что та самая «человеческая суть» на деле оказывается полной мерзостью, пропитанной злостью и жестокостью.

Считается, что писатель, а особенно талантливый, просто обязан быть гуманистом, защитником нравственности и морали. Но с чего мы это взяли? Лауреат Нобелевской премии по литературе, модернист, поэт и драматург Кнут Гамсун оказался тем еще гажьим выползнем. Но это не отменяет того, что следующий мой обзор будет про его самое красивое произведение о любви — повесть «Пан».
источник
2019 February 09
Кристина Потупчик
"[Макса] Эйтингона я считаю импотентом и пустозвоном. Как только это немилосердное суждение сорвалось с моих губ, я понял, что завидую ему в его расторможенном отреагировании полигамного инстинкта. Так что я беру "импотента" назад как чересчур мягкое слово. Он никогда ничего не добьется; однажды он, может быть, станет депутатом [Государственной] Думы".

Из письма Карла Юнга к Зигмунду Фрейду.

Любопытно другое, 100 лет назад в глазах европейца быть депутатом [Государственной] Думы Российской империи было символом полной неудачи и даже позора. Хуже импотенции

#история
источник
Кристина Потупчик
​​Не так давно мы удивлялись, зачем технологические гиганты удалили аккаунты популярного конспиролога Алекса Джонса (как бы подтверждая его слова о глобальном заговоре). Apple удалила из iTunes и приложений сотни подкастов его программы InfoWars. Facebook удалил четыре страницы, принадлежащие Джонсу. YouTube заблокировал канал Джонса, насчитывающий 2,4 млн подписчиков. Даже порноресурс YouPorn забанил контент с упоминанием Алекса Джонса. Теперь вот Amazon удалил из своего онлайн-магазина все переводы книг Дугина на итальянский язык, поскольку они «не соответствуют» неким «стандартам», принятым торговым гигантом. Итальянские издатели Дугина предлагают покупать книги Дугина у них на сайте, а «на Amazon пусть заказывают вибраторы». Напоминаю, что на Amazon все ещё можно купить «Майн кампф» (за $14,88).
источник
2019 February 11
Кристина Потупчик
Саундтрек к фильму "Фаворитка" - версия песни Skyline Pigeon  Элтона Джона на клавесине   https://youtu.be/cVd5RAVHSD8
источник
Кристина Потупчик
​​Политический телеграм с самого утра приступил к деконструкции текста Владислава Юрьевича Суркова, опубликованного сегодня в раритетном издании «Независимая газета».
http://www.ng.ru/ideas/2019-02-11/5_7503_surkov.html
Сурков посредством своих литературно-политологических талантов попытался донести до нас весьма простую, если не банальную мысль — в годы его нахождения на посту куратора внутренней политики была сформулирована не только мысль о необходимости избрания собственного пути развития страны, но она ещё и была воплощена в жизнь в виде формирования образа Путина, как рулевого самостоятельной «большой политической машины». И всё это на фоне критики так называемых «западных подходов» к государственному управлению.

Идея насколько оригинальная, настолько и спорная.

Как учил нас Виктор Олегович Пелевин, любой дипломатический или публицистический дискурс всегда имеет два уровня:

1) внешний, формально-фактологический (геополитический),
2) «сущностный» — реальное энергетическое наполнение дискурса, метатекст.

Если внешнему уровню был посвящён абзац выше, то сейчас мне бы хотелось сфокусироваться на сущностном уровне транслируемого дискурса.

Глеб Олегович Павловский, ещё один демиург путинской России, написал сегодня в фейсбуке замечательную фразу: «Безумно жаль его ум». Его» — это Владислава Юрьевича Суркова. Пожалуй, последнего русского идеалиста.

Сурков, безусловно, умный политик. Но ум стал для него как путёвкой наверх, так и путёвкой обратно — вниз. Таким образом, перед нами классическое горе от ума в современном приложении, когда слишком сложные схемы и идеи оказались невостребованы по причине их многосложности и даже местами «зауми».

А сегодня, в канун начала нового десятилетия, поздно стучаться в давно закрытые двери. Пора бы уже попытаться открыть свою.

Главное топливо любого успешного политика — уверенность в себе, в собственной правоте. Владислав Юрьевич ожидал, что безмолвствующий народ вдруг нарушит молчание и рассыплется ему в словах благодарности за «суверенизацию» так называемой «русской демократии». Наивно? Супер!

Вместо этого стоило продолжить жить без оглядки на благодарную публику. Продолжить собирать вокруг себя интересных и умных людей, выдумывать с ними теории, реализовывать практики, философствовать, учительствовать, быть в своей среде, чтобы под неё подстраивались другие. А не подстраиваться под других, чтобы потом интегрировать им свою среду.

Все эти разговоры про «глубинный народ» напомнили мне притчу из ещё одного романа Пелевина — «Чапаев и пустота»:

— Могу вам рассказать, что это такое на самом деле — тайная свобода русского интеллигента.

В румынском языке есть похожая идиома — "хаз барагаз" или что-то в этом роде. Не помню точно, как звучит. Означают эти слова буквально "подземный смех". Дело в том, что в средние века на Румынию часто нападали всякие кочевники, и поэтому их крестьяне строили огромные землянки, целые подземные дома, куда сгоняли свой скот, как только на  горизонте поднималось облако пыли. Сами они прятались там же, а поскольку эти землянки были прекрасно замаскированы, кочевники ничего не могли найти.  

Крестьяне, натурально, вели себя под землей очень тихо, и только иногда, когда их уж совсем переполняла радость от того, что они так ловко всех обманули, они,  зажимая рот рукой, тихо-тихо хохотали. Так вот, тайная свобода, сказал этот румын, - это когда ты сидишь между вонючих козлов и баранов и, тыча пальцем  вверх, тихо-тихо хихикаешь.

Знаете, Котовский, это было настолько точное описание ситуации, что я в тот же вечер перестал  быть русским интеллигентом. Хохотать под землей — это не для меня. Свобода не бывает тайной.

Можно много и долго рассуждать о прошлом, настоящем и будущем России — но всё это так и останется хохотом под землёй.
источник
2019 February 12
Кристина Потупчик
Что почитать
источник
2019 February 14
Кристина Потупчик
Русская женщина просыпается по утрам от голоса физиологии, который шепчет ей «роди в любых условиях, нам срочно нужен малышок»! И засыпает с трудом, потому что и по ночам он тоже шепчет. И во сне она видит заек, лужайки и Бога, который все это даёт.

https://t.me/n0comments/4851
источник
2019 February 16
Кристина Потупчик
И это не про ноги
источник
2019 February 17
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
krispotupchik
Кнут Гамсун «Пан»

Друг Геббельса и лауреат Нобелевской премии по литературе, Кнут Гамсун написал одну из лучших в мировой литературе поэму в прозе о любви. Очень  языческий и завораживающий роман о разрушительной силе этого чувства, о магическом единстве с природой и пагубном влиянии женщин.

В глухом норвежском лесу живет со своим псом отставной лейтенант Глан. Он как мифический Пан — неотъемлемая часть этого леса. Глан одинок, дик и счастлив. И ничто не тревожит его размеренную жизнь, ничто не отвлекает от наслаждения северным летом и пением птиц ровно до тех пор, пока звериный взгляд его не привлекает к себе внимание местной строптивой мещаночки.

Он бежал от пошлого общества в глушь, но его не оставили в покое, о чем многим в последствии пришлось сильно пожалеть. Люди нарушили своими страстями мирные владения лесного Пана, разожгли в нем желание быть любимым и жестоко за это поплатились.

Любовь как буря обрушилась на его умиротворенную  душу и разбудила всю палитру самых диких, бесчеловечных чувств. Отшельник перестал  разговаривать с травинками и слушать песни ветра и занялся как и положено богу природы отловом нимф.

Считается, что любовь — чувство созидающее, но безответная любовь, как сильная буря, способна снести все на своем пути. Гамсун здесь открывает совершенно новые оттенки любовного чувства, самые неприглядные и низменные. И роман невольно заставляет задуматься о том, как бы научиться избегать этих неприятных последствий любви.

На протяжении видимой части человеческой истории люди нередко задумывались о том, как полезно было бы уметь контролировать свои чувства и желания, чтобы не испытывать лишних страданий. Кстати, после прочтения «Пана» полезно было бы пересмотреть старое-доброе «Вечное сияние чистого разума» в качестве антидота.

Но есть, как говорится, и хорошие новости. Нейробиологи обещают нам, простым смертным, разработать специальную таблетку «от любви», приняв которую, можно «отключить» чувство привязанности к объекту страстей. Пока, правда, испытания прошли только на полевых мышах.

Грызуны, принявшие таблетку, больше не влюбляются, строят карьеру, становятся сказочно богатыми и тихо умирают в особняках из сыра.
источник