Фильм "Майор Гром". Моя оценка - четыре с жирным плюсом и личная рекомендация не пожалеть денежку на билет (я ходил на "Речном вокзале" за 200 рублей, вполне бюджетно) и таки посмотреть это творение питерского синиматографа.
Питерского - потому что фильм про Питер, и хотя я не большой любитель северной столицы, стоит признать - свой город ребята показали как надо, технически - просто на мировом уровне. И семантически. И при этом понятно, что фильм посмотрят на Западе - не в кинотеатрах, так на приложениях. И реально удивятся, что Россия может так снимать. И может быть, даже разберутся, причём тут Питер и Достоевский.
Хотя чего это я? Это уже далеко не первый новый российский фильм уровня мирового проката. Даже не зашедший мне недавний "Конёк-Горбунок" уже смотрится ломовейше. С технической точки зрения. Но вот со смыслам и правильными трендами в "Горбунке" не получилось. Не доработали.
Зато в "Майоре Громе" - их, этих смыслов, прямо перебор.
Конечно, это еще не "мощнейший русский дискурс", которым, по предсказаниям Пелевина, мы будем скоро продавливаить и прогибать "изнеженный европейский ум", да и в целом - обнищавший духом Запад. Но все снаряды уже на месте - и музыка (креативо переделанная музыка группы "Кино"), и советские эгги и подводки (вроде масок хоккеистов-хулиганов из мультфильма эпохи хрущевской оттппели "Шайбу), и постоянные подколы западной либеральной киномодели (так, например, единственый чернокожий в фильме - это сидящий в обезьяннике член банды грабителей, получающий лещей от сокамерников).
Конечно, авторы натырили идей. Там и комиксы, и "железный человек" , и "бойцовский клуб", и тарантиновщина буйным цветом. Очень много смысловых ассоциаций с российским "Духлесс-2". При этом совершенно нет неприятных ощущений, как от наших лощенных "елок" и прочей "кинопервоканальщины". И, как я уже сказал выше, это кино хорошо зайдет (и разозлит) западную аудиторию. Ладно, рассказывать все не буду, советую лучше посмотреть.
Что же до фабулы и смыслов, но здесь меня порадовала та пропасть, которая лежит между "Майором Громом" и, например, американским "Железным человеком" и прочими "Мстителями". Прежде всего, что наш Гром - человек системный, погоны носит, живёт одну получку на чердаке, хотя иногда и водку с генералами пьёт, зато искренне. Жёстко систему критикует. И все такое. А их выдуманные Супермены - они вообще кто? Документики на стол, как говориться.
А суперзлодеи у них? Это тупо воплощение зла. Тупого зла. Чёрное и белое. А у нас - какой колоритный получился "Чумной Доктор". И в голове его дают сценаристы покопаться зрителям, весьма занятной. И главное, - тезисы все узнаваемые - из питерской классики 19 века. Ни убий. Это главное.
Так что Майор Гром крут и узнаваем. "Чумной Доктор" тоже узнаваем. И ловящие его полицейские узнаваемы. И даже московские "фебсы", прибывшие подгонять ловящих его полицейских, тоже узнаваемы. Может, в этом фильме многие увидят и себя.