В начале 20 века среди русских монахов, живших в обителях на Афоне, стало распространяться имяславие, мистическое учение, которое утверждало, что имя Бог - и есть бог.
Собственно, этим объяснялась действенность молитвы: если человек с должным трепетом упоминает имя бога, то и молитва «работает». Далее имяславцы делали выводы, что имя божие — это его энергия, которая присутствует везде, а если имя Бога и бог — одно и то же, получается, что Бог везде.
Официальной церкви такие домыслы не понравились, потому что если Бог везде, то это уже пантеизм какой-то.
Сначала все ограничивалось теологическими спорами. Но русская православная церковь - это не только слово, но и очень быстрое дело.
В 1912 году Синод запретил имяславские книги в России. Этого было мало, потому что русские монахи на далеком Афоне не унимались. Они написали свои возражения на поставления Синода и послали их в Петербург. В ответ в июне 1913 года к Афону на канонерской лодке «Донец» отправился архиепископ Никон в сопровождении солдат.
Сначала Никон провел перепись среди монахов, выясняя, кто из них относится к имяславцем. В приверженности к учению признались 500 человек. Следом за Никоном на пароходе «Херсон» прибыла 6-я рота 50-го Белостокского полка с приказом вывезти монахов-еретиков в Россию.
Имяславцы отказались возвращаться на родину добровольно. Собравшихся перед монастырем монахов окатили водой из двух пожарных шлангов и рассеяли по территории обители. Затем солдаты принялись хватать имяславцев и тащить на пароход силой. Наиболее упорных били прикладами.
После этого схваченных монахов доставили в Одессу, где их расстригли, вернув к мирской жизни.
Такие действия российских властей вызвали единодушное осуждение в обществе. Даже консервативные газеты, вроде «Гражданина», раскритиковали применение силы в богословских спорах.
«Голос Москвы», издание монархической партии октябристов, писал: «Тяжелая синодально-бюрократическая машина работает полным ходом, пущены в действие все части ее механизма, но толку от этого получается мало. Очевидно, в неизведанных глубинах народной души народилось неизбывное стремление к правде, неудовлетворенное правдой Синодской».
Но дискуссии не получилось. Архиепископ Никон обозвал всех своих критиков «жидами». На том и остановились.
Впрочем, идеи имяславия еще долго были популярны среди русских религиозных философов, включая Павла Флоренского и Алексея Лосева.