Ничто становится в центре внимания величайшего немецкого философа Мартина Хайдеггера. Человеческое присутствие в мире обретает настоящий смысл и настоящую терпкость, а именно это и вкладывается в понятие экзистенция, когда оно сталкивается со смертью.
Мы начинаем пронзительно осознавать наличие только перед лицом отсутствия. Пока смерть где-то далеко от нас, скрыта множеством покрывал, наша жизнь представляет собой спокойный и беспробудный сон. Лишь смерть – прямое столкновение с ней – в нас самих или в случае близких людей – способна нас пробудить. Лишь тогда, когда врач сообщает нам фатальный диагноз, факт того, что мы есть – еще есть, еще какое-то время есть - наконец-то доходит до нашего сознания.
Ничто, которое теперь стоит вплотную к нам, возвращает нас к факту жизни. В столкновении со смертью мы осознаем, что мы конечны. Но конечность есть форма, граница, выделенность. Греки ясно понимали, что конечное есть дух, тогда как бесконечное – лишь материя. Это значит, что только выделенная из окружающего форма – русское слово "образ" означает обрезанное, выделенное, вырванное - является по-настоящему ценной.
И эта ценность в её отдельности, обособленности – в том, что она поставлена на границе с Ничто. Осознание нашей конечности – равно как конечности любой вещи и даже всего мира – есть впервые по-настоящему полноценный опыт, опыт делающий нас людьми. Лишь на контрасте с бездной Ничто вещи – обречённые и готовые сорваться в пропасть в любой момент – начинают говорить нам о своей сущности. Конечное прекрасно как раз в силу своей конечности.
Поэтому Ничто имеет ещё и эстетическую сторону: оно помогает нам понять отчаянную и обреченную ностальгию истинной красоты. Красоты перед лицом неминуемой гибели.
Ницше считал, что современный мир и прежде всего западный мир Нового времени – это цивилизация нигилизма.
Нигилизм – это латинского nihil, то есть "ничто". Но он имел в виду под этим нечто иное – не собственно ничто, но ничтожность современных западных ценностей. Они слишком малы и убоги. Они совсем не ничто. Они скорее банальность, тривиальность, обыденность, мелкость.
Современный человек не способен к чистому опыту Ничто. Если бы он был способен, то жил бы полной опасной и яркой жизнью. Но нигилист предпочитает съёжится, погрузиться в мельчайшие проблемы заботы о своем тщедушном я, лишь бы не столкнуться лицом к лицу с бездной.
Поэтому современный человек истерически жаждет физического бессмертия – любой ценой - заморозки, загрузки на облачный сервер, сращивания с искусственным интеллектом и глобальными нейросетями. Он готов перестать быть человеком, лишь бы не умирать.
Александр Дугин, философ