Традиционная культура существует в парадигме противостояния с иррациональным. Мы, в силу христианского фундамента, вроде бы тоже. Но нет. И фундамент под собою не чувствуем, и практика повседневная совершенно иная.
Вы, например, сколько видели американских фильмов про 11 сентября? Их практически не существует. Это фигура умолчания. Доходит до того, что сцены с башнями WTC из тех или иных фильмов вырезают, если там, не дай бог, им какой-то вред причиняется.
Мы же наоборот - мы свою трагедию постоянно расчесываем. Мы снимаем римейк «А зори здесь тихие». У нас культ потерь. Что на войне, что в гулаге. Мы не хотим хоронить своих мертвецов. Потому что мы живые. Лишь мертвые хоронят своих мертвецов.
Вы тут спорить, конечно, начнете. Но вот посмотрите картину. Называется «Смотрящий». Автор Андрей Сурнов.
Америка не хочет рефлексировать на тему 11 сентября. У Америки Кинг-Конг есть. Он лезет на небоскреб и Америка вся восстает против того, чтобы позволить ему лезть на небоскреб.
На Японию посмотрите. Годзилла ведь ничего плохого не хочет. Но вся Япония восстает против того, чтобы Годзилла вообще вылезал из своей радиоактивной бездны. Так, кстати, японцы осмысляют свою Хиросиму. Не про Хиросиму показывают (это тоже табу, как и 11 сентября в США), а про то, что некие злые люди создали своей радиацией гигантского монстра. Аллегория.
Мы же наоборот. У нас Кинг-Конг, он же Годзилла - это мы сами и есть. И мы сидим на своем небоскребе, потому что это НАШ НЕБОСКРЕБ. И мы имеем полное право на нем восседать. И пусть хоть одна сука попробует залезть к нам туда.
Потому что мы рефлексий не боимся.
Мы противостоим не иррациональному.
Мы настоящему противостоим.
И наши художники это знают.
#горизонт_ожидания