Вижу в телеграм-каналах обсуждение расходов на продакшн телеканалов в сравнении с их доходами и аудиторией. А также в совокупности с приземлением Первого, отставкой Васильева из Национального рекламного альянса и констатацией того давно ожидавшегося факта, что рынок телерекламы расти перестал. Тут еще и PWC выступил с заявлением, что Первому понадобятся бюджетные миллиарды для того, чтобы поддерживать деятельность. И возникает естественный вопрос: а зачем? Зачем поддердивать жизнедеятельность организмов, которые умирают? Умирают не потому, что ими плохо управляют, а в силу естественных причин - аудитория уходит от телевидения в интернет. И не надо ли сосредоточить усилия по несения хорошего, доброго, вечного на интернете, оставив телику… да вообще ничего ему не оставив.
Рано, конечно. Телевидение имеет два важных отличия от интернета. Во-первых, потребление интернета требует действия. Телевизор же работает сам по себе, пока ты квасишь капусту. И если YouTube выбирает следующий ролик по своим странным критериям, обусловленным искусственным интеллектом, то следующее видео на телике сто раз продумано специальным человеком, который собаку съел на том, как человеку в мозг внедрить информацию.
И второе важнейшее отличие телика от интернета - он объединяет свою аудиторию. Вот это вот «улицы вымирали», которое рассказывают про первый показ «17 мгновений весны» - это никуда не исчезло. Улицы, может, и не вымирают, но значительная часть населения смотрит что-то одновременно, а потом обсуждает это в общественном транспорте. Не новый клип «Ленинграда» обсуждает, заметьте, который кто-то видел, а кто-то и нет, а новую серию «Бориса Годунова». Просто потому, что в троллейбусе ее видели все.
Но у телика есть и недостатки, конечно. И главный из них - это дороговизна контента. Связанная с тем, что телик показывает картинку. И эта картинка всегда должна быть красива. То есть если радио (та же модель распространения) просто говорит, то на телике вас все эти говорящие должны сидеть в красивом интерьере, в который встроены восемь камер (за каждой из которых стоит оператор), у вас радиомикрофоны (которые кто-то обслуживает), рассадка (две-три девочки), у вас массовка (актеры массовых стен, 500 рублей съемочный день, плюс люди, которые их приводят), свет (люди), уборка (люди) - короче, огромное количество трат, которых не избежать, но которые просто делают телик теликом, совершенно не увеличивая при этом его добавленную ценность относительно радио.
Но именно эта картинка и заставляет человека включать дома телевизор, а не радио. Особенно пожилого, одинокого человека. Потому что телик создает иллюзию, что ты не один. А радио, где никого не видно, такой иллюзии не создает. А только усиливает одиночество.
Поэтому, конечно, телик будет продолжать жрать деньги и начальство будет на него уповать.
Что, конечно, совершенно не значит, что интернету стоит ослаблять свою волчью хватку. Момент, когда интернет и броадкастинг найдут точку соприкосновения, не так уж далек. А вот кто в этой точке соприкосновения победит - броадкастинг или интернет - это интересный вопрос.