Size: a a a

Здравствуйте, Кирилл Александрович

2019 February 07
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Ведение урока — одна бесконечная импровизация. Стендап с целью научить и не усыпить.

Конечно, у меня есть какая-то тактика и я ее придерживаюсь. Но бывает, поэтические образы заводят меня в тупик, я замолкаю на полуслове. После надо разрядить обстановку. Самое простое это улыбнуться и сказать «ну как-то так». А можно с серьезным лицом прошептать «или нет». Варианты как праивло приходя на ум в последний момент.

Давеча состоялся такой диалог:
— Платон, ты занимаешь какой-то ... — Я осекся, потому что не смог подобрать ироничное и безобидное название к ничегонеделанию
— Я знаю ... Я не буду ...
— Да откуда ты знаешь-то? — С хитрой улыбной спросил я, выждал паузу. — Я сам не знаю, что хотел сказать!
источник
2019 February 12
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Почти с месяц седьмые классы плавают в атмосфере фундаментальных вопросов государственного устройства и борьбы с элитами. Каждый урок мы погружались все глубже и глубже. Лица учеников становились более и более хмурыми (напрашивается шутка про гречку, но я же учитель).

Все потому, что мы проходим правление Ивана IV. Первым делом я посетовал, что титул «Великий» ушел к Петру, а его дедушке вообще не досталось. А не будь Ивана III — было бы у нас лоскутное одеяло Европы на азиатский лад. Но это так, к слову.*

Добрались мы до кульминации политических решений Иван-Васильича: введении опричнины. По иронии судьбы, указ о ее создании ушел в народ 3-го февраля, аккурат в мой день рождения.

Решил я этому делу посвятить два урока. На одном мы разбирались с текстом своими силам, в следующий раз я показал им документальный фильм.

К своему стыду не нашел ничего лучше передачи с телеканала «Звезда». Там прекрасно всё: хронометраж на 38 минут, декорации, костюмы, инфографика...

...и один нюанс. Каждые несколько минут я ставил видео на паузу и пояснял передергивания да неточности. За сим делом фильм до конца досмотрел лишь один класс. Тем не менее, общие настроения если не будущего страны, то Ивана IV фильм передает достаточно точно. И главную задачу не искажает. Вот так у нас шла борьба с феодализмом.

Весь текст выше — преамбула к одной маленькой ситуации: класс в актовом зале и готов смотреть фильм. Я подключаю проектор к ноутбуку и по классу проходит шепот. Я забеспокоился. Ведь перед уроками строго на строго запрещено оставлять открытыми вкладки о масонах и рептилоидах с чертежами гаражного ядерного реактора холодного синтеза. Не хочу раскрывать свое инкогнито в борьбе с закулисным мировым правительством, — тем более подвергать риску случайных свидетелей.

И вот оборачиваюсь я к экрану от проектора, а там всего лишь мой рабочий стол. Тем временем дети шепчутся между собой «йоу-йоу», «а кто ты?».

Жалко, что не способны ребята в полной мере осознать, что без Кирилла Александровича (Толмацкого, конечно же) не было бы ни Фэйса, ни Фараона. А тем более Обладает, Гон.Фладда и многих других (всех). Децл навсегда останется лицом подросткового рэп рубежа тысячелетий. А так же творцом, который отказался от бабла в угоду творчества.
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
вот, собственно, скромный рабочий стол
источник
2019 February 13
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Как сохранить моральный облик учителя и одновременно искренно выражать эмоции:

— Кирилл Александрович! А может вы скажете, что седьмого урока не будет? — подбегает ко мне ученик восьмого класса.

Я зову его в кабинет, закрываю день. Отхожу на расстояние метра и смакую то, как пятерня пальцев неторопливо складывается в конфигурацию из трех. Показываю фигу прямо в лицо, улыбаюсь. После секундной паузы и ответной улыбки он идет по своим делам дальше. Через несколько часов мы увидимся снова.

Овцы сыты, волки целы.
источник
2019 February 14
Здравствуйте, Кирилл Александрович
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Знакомьтесь: моя команда по спасению мира. На фото ученики держат логотипы своих стартапов.

Всю четверть седьмые классы строят бизнес. С новыми темами они знакомятся практикой. Планируют расходы, считают себестоимость товара, выбирают форму регистрации юр. лица. Ведут рекламную кампанию, придумывают лозунги. Творят что есть сил и учатся. Заодно понимают, что школьные предметы небесполезны.

Для ребят было откровением, что для работы двух человек в парикмахерской надо нанять четырех. Что нельзя арендовать помещение без уборщицы в штате. Что на зарплаты уходит едва ли не половина выручки. Предполагаю, полезных знаний по обществознанию они за месяц получили больше, чем за предыдущие пятый и шестой класс.

Одна ученица стояла у доски и рассказывала про кофейню.

— Вот у меня кофе. Оно продается по 150 рублей.

Сноб внутри меня еле сдерживался. Кофе — и «оно» тоже. Русский язык — живой и развивается. Утешение слабое, но помогло.

— Понял. А почему 150 рублей?
— Ну все так продают, вот и я.
— А сколько денег ты потратишь на одну чашку?
— Нууу, не знаю.

Пробудилось мое барменское прошлое. Не могу просто взять и оставить людей без знаний об эспрессо.

Выходи к доске, давай считать.

Ребята нагуглили, сколько стоит килограмм кофе в зернах. Потом класс удивился, что на одну чашу нужно 7 грамм молотого кофе. Для простоты подсчетов округлили до десяти. Следующее открытие: в маленькую, среднюю и большую чашку добавляют одинаковое количество кофе. Итак, дано:

1 кг кофе = 2 000 руб
10 гр кофе = 1 чашка

Вопрос: сколько стоит кофе за чашку?

Ответ ученицы:

Блииииин — протягивает она с лицом кота-в-сапогах из Шрека — у меня плохо с математикой.

В итоге одноклассники помогли с устным счетом, а героиня напоследок сказала: «Лаааадно, теперь я понимаю, зачем нужна математика

P.S.: Написать я конечно же хотел о рекламе. Но так увлекся, что отложу это до следующего раза.
источник
2019 February 16
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Читаю последнюю книгу Хокинга — «Краткие ответы на большие вопросы». Она о будущем науки, которое он не застанет.

Стивен предлагает занятный способ исследования соседних звезд:

Зонд весом в несколько грамм разгоняют с помощью лазерных лучей до 20% от скорости света. Даже для такого маленького зонда потребуется система из лазеров площадью 1 гектар. Но соль не в этом.

Этот зонд будет 20 лет лететь сквозь холодный космос до ближайшей звезды. Холодный буквально. Температура в космосе всего -270 градусов по Цельсию. Всего в трех градусах от абсолютного нуля*. Он достигнет Альфа Центавры и отправит фотографии с прочими данными на Землю. Со скоростью света сигнал достигнет нас через 4 года.

Дальнейшая судьба зонда неутешительна. Он не сможет затормозить. Не сможет остановиться. Его жизнь закончится столкновением с каким-нибудь объектом. Потому что тормозить на скорости 20% от световой — непосильная инженерная задача.

Все бы ничего, а мне это напоминает жизнь человека.

В момент рождения мы получаем невероятное ускорение и движемся только вперед. У нас есть запас топлива и скорость, которую не сбросить — время. Мы движемся быстрее и быстрее, с каждым днем приближаясь к концу. По пути выбираем цели, делаем фотографии. Благодаря разуму мечтаем и вопрошаем о смысле жизни. Конец немного предсказуем.

А в соседнем измерении сидит кто-то вроде Хокига и получает сигналы от людей-зондов: «Ага, сознание. Понял-понял, учтем. Речь? Государство? Во, любовь — надо изучить подробнее.»

Поэтичная и жуткая метафора. А кто-то еще говорит, что наука далека от искусства.

Пара слов о книге:
Она разительно отличается от остальных. Это манифест в будущее. От человека который знает, что его жизнь почти иссякла. Чтобы понять научные концепции лучше прочитайте  «Кратчайшую историю времени».

* При абсолютном нуле скорость колебаний молекул равна нулю. То есть вещество «застывает» и прекращаются все взаимодействия. Это я конечно обобщил и физик поправит, что нулю равно средняя квадратичная скорость, — в данном случае это несущественно.

P.S.: Книги Хокинга есть на Литресе и Флибусте. Покупать или пиратить — дело ваше. С одной стороны, деньги в могиле уже не нужны. С другой — труд переводчиков должен оплачиваться.
источник
2019 February 22
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Как отпраздновать 23 февраля и обойтись без носков и гелей для душа?

Подарить взрослым детям раскраску. Ранним утром среды я нарисовал в ворде по 15 человеков как в Cyanide and Happiness.

Распечатал их на А3 и раздал девочкам каждого класса. Никаких дополнительных объяснений не потребовалось.

Сегодня весь день у мини-выставки толпился народ. Смотрели на рисунки, тыкали пальцами, обсуждали, а главное — много улыбались и шутили.

Некоторые работы я сфотографировал. Ими и делюсь с вами.

https://telegra.ph/ZA-DVD-02-22

P.S.: Три раза переписывал пост. На четвертый случайно удалил, не скопировав. Жизнь — боль, ученье — свет, выходные неизбежны. Хорошей пятницы!
источник
2019 February 25
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Замещал урок математики и переборщил. Или нет.

Новая тема: целые числа. По плану учебника мы познакомились с противоположными и отрицательными числами. Обсудили, для чего они нужны (спойлер: чтобы измерять величины, которые изменяются в обе стороны).
Потом шли упражнения на закрепление материала и так далее.

Но мне хотелось провести интересный урок. Бедные дети. Я не остановился и начал объяснять, что такое рациональные числа. Сложностей не возникло, и тут меня совсем занесло.

Шестой класс умеет возводить числа в квадрат. Так что на объяснение действия «извлечение корня» мы потратили минут пять с примерами.
Минут десять ушло на то, чтобы объяснить иррациональные числа. Это те, которые невозможно записать в виде дроби. Корень из двух, например. Или число «пи».  Мозги трещали, серое вещество кипело.

Добило учеников знакомство с комплексными числами. И мнимой единицей. Это такое число, что при его возведении в квадрат вы получаете отрицательное число. Умножаете числа само на себя, а оно, вот ведь(!), оказывается отрицательным.

Ребятам это окончательно порвало шаблон.

— Так не бывает!
— Получится ноль!
— Это невозможно!
— А для чего это нужно?


Последняя реплика оказалась живительной. Если что-то есть, значит ему можно найти применение?

Последние пять минут от урока я показывал чертил графики, рисовал множества чисел, вложенное одно в другое. Круглые глаза ребят увеличивались на протяжении всего урока.

В конце я конечно же объяснил, что ничего запоминать не надо и это была небольшая экскурсия в занимательный мир математики. Когда я говорил, что ничего не понять — это нормально, ученик с задней парты приподнялся и воскликнул: «мне все понятно!».

Так на свете появился будущий инженер.
источник
2019 February 27
Здравствуйте, Кирилл Александрович
На «Медузе» появился классный тест об истории современной России. 26 событий, 28 лет.
Проходите по ссылке, а потом голосуйте в вопросе. Проверим, насколько хорошо мы с вами помним недавнее прошлое: https://meduza.io/games/chto-bylo-ranshe-otstavka-eltsina-ili-kontsert-gruppy-the-prodigy-na-krasnoy-ploschadi
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Мой результат
anonymous poll

бакалавр – 438
👍👍👍👍👍👍👍 43%

доцент – 316
👍👍👍👍👍 31%

первокурсник – 119
👍👍 12%

профессор – 95
👍👍 9%

школьник – 46
👍 5%

👥 1014 people voted so far.
источник
2019 March 01
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Уроки на неделе один удивительнее другого.

Шестые классы штурмуют политическую раздробленность на Руси. Чтобы объяснить образование в Новгороде республики, я нарисовал универсальную схему любого государства: три больших круга, стрелочки между ними.

Круги, соответственно: народ, правитель, знать*. Стрелочки подписывали самостоятельно:
Народ подчиняется правителю, правитель обеспечивает защиту. Знать исполняет волю правителя и управляет народом, правитель вознаграждает знать за труды привилегиями.

Черт меня дернул подчеркнуть, что схема на доске универсальная: работает в любое время и любую эпоху.
А дух Сократа заставил поспорить с самим собой. Итого, после десятиминутного монолога об устройстве государства я остановился, перевел дыхание и сказал:

— Вообще-то можно обойтись без правителей.
Ученики, даже скучающие, повернули голову в мою сторону. Посыпались вопросы, которые сводились к одному:
— Как?

Раз память о Сократе привела к вопросам, пусть его метод и выведет нас на свет из пещерной тьмы. Я ответил вопросом на вопрос:

— Зачем нужен правитель и законы?
— Чтобы следить за порядком!
— А почему за порядком надо следить?
— Ну как почему? Его же вечно нарушают!
— Кто?
— Да все! Народ, знать. Даже правитель может нарушать порядок.
— А что будет, если каждый человек будет жить по правилам?
— Ребята задумались. Я продолжал. — Представьте, что вы приходите в школу, но в классе нет учителя. Вы садитесь за парты, но не звенит звонок. Открываете учебник и разбираетесь в теме самостоятельно. Вместе придумываете вопросы для проверочных, а потом сами друг друга проверяете. Сами ставите себе оценки, сами уходите с уроков. Никто не шумит и не мешает соседям.
— Но тогда школа будет не нужна! Проще сидеть дома и заниматься самому.
— Верно! Вместо школы вы можете раз в неделю собираться в парке или кафе, чтобы помочь друг другу со сложными темами. И так повсюду: общество работает потому...
— Я собирался развить мысль дальше, но меня перебили.

— Так не бывает! — Ученик метал искры из глаз. По лицу было видно, что на будущем человечества он поставил крест.И довольно давно. — Люди вечно будут нарушать правила!
— Все верно, Н. Люди до тех пор будут нуждаться в государстве, пока не исправят свою внутреннюю натуру. Ты правильно заметил, вероятность этого невелика.

Вы уже догадались, о какой форме устройства общества шла речь на уроке. Осталось познакомить учеников с новым термином.
Я загадал загадку: Как называть способ организации общества без правителя, если слово монархия составлено из греческих слов «один» и «власть»?

Ребята быстро догадались: «мон» —  один, «архия» —  власть. Дальше началось словотворчество:
— Неархия!
— Недоархия!
— Антиархия!
— Деархия!

Спустя еще минуту я дал подсказку: если поступок хороший — моральный, а нехороший?

Через две секунды из класса донеслось победное:
— АНАРХИЯ!

После радостных криков нового открытия, мы еще раз отрефлексировали новый термин: народ тогда не нуждается в законах и государстве, когда перестает нарушать эти законы и правила жизни. Если отказаться от государства просто так, наступит хаос, но не порядок.

Убегая на перемену, ребята активно обсуждали как надо воспитывать людей, чтобы можно было сделать себе анархию.

Чую, в следующей раз мы поговорим об утопии. Если меня не уволят, конечно же :)

* Термины конечно же различаются в зависимости от эпохи и стран. Но структура государственного устройства концептуально не меняется никогда (даже в СССР, ё).
источник
2019 March 04
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Перикл — легендарный афинский стратег. С 443 года до н.э. он ежегодно избирался на пост фактического главы государства 15 раз подряд.

Группа аристократов не хотела, чтобы власть переходила к избраннику народа Периклу. Его обвинили в государственной растрате: Афины держали казну греческого морского союза, который появился для защиты греков от персидских вторжений. Эти деньги Афины тратили на развитие города — его архитектуры и культуры в целом.

Серьезное дело. А главное — совершенно справедливое. Полисы платили за содержание флота, а не статуй и храмов.

Примерно так выглядело обвинение в его сторону:

— О нас идет дурная слава из-за того, что Перикл перенес с Делоса союзную казну. Раньше у нас был хоть благовидный предлог: мы укрыли ее в безопасном месте из страха перед варварами. Но и это оправдание Перикл отнял у народа. Эллины понимают теперь, что терпят страшное насилие — ведь они видят, что на деньги, предназначенные для войны, которые они вносят по принуждению, мы золотим и наряжаем город, будто женщину-щеголиху, обвешивая его дорогим мрамором, статуями богов и храмами, стоящими тысячи талантов.
Перикл отвечает хладнокровно, почти с циничной откровенностью:
— Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в деньгах, потому что они защищают их и сдерживают варваров. Союзники же не поставляют ничего — ни коня, ни корабля, ни гоплита, они только вносят деньги, а деньги принадлежат не тому, кто их дает, а тому, кто получает, если он выполняет то, за что ему платят. Но если государство в достаточной мере снабжено предметами, нужными для войны, его богатство следует тратить на такие работы, которые после окончания принесут государству вечную славу, а во время их выполнения послужат источником благосостояния, так как дадут занятие всем рукам и доставят заработок чуть ли не всему государству, которое сможет само себя содержать и украшать.

Греки решили спор двух политиков традиционно: голосованием и изгнанием проигравшего. Перикл победил и правил он долго и счастливо (нет).

Пелопоннесская война лишила его доверия граждан, эпидемия чумы забрала сыновей, а потом и его. И тем не менее — в историю Перикл вошел политиком, который на протяжении жизни принадлежал интересам народа, а не собственным.

Как-то раз афинский народ выразил недовольство: Перикл, больно много денег ты тратишь на обустройство Афин! Мы обвиняем тебя в расточительстве!

Он ответил:
Хорошо. Я верну в казну всё то, что потратил на статуи и храмы. На каждом постаменте придется исправить надписи. Вместо «от народа Афин в дар великому городу» напишу «построено на деньги Перикла».
Афиняне подумали-подумали и разошлись. Их сиюминутное желание богаства проиграло желанию увековечить частичку себя в истории. И слава богам!

P.S.: Посвящается Кит Флинту из The Prodigy. Смерть наступит для каждого. Не каждый оставит что-то после себя. Twisted firestarter.
источник
2019 March 05
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Иногда приходится сталкиваться с таким ^^
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Обратите внимание на структуру ответов. Сразу видно, что учение мыслит инженерными категориями. Задача не в том, чтобы сделать текст читаемым. Он должен поместиться на одной странице. Поэтому мы отложим в долгий ящик наглядность и порядок.
Эффективный подход! (нет)


Upd: так уж вышло, что работу я сначала проверил и оценил, а потом уже сфотографировал. За оформление оценку конечно же не снижал, но над над декодингом попотел. Представьте, когда таких работ где-то треть.
источник
2019 March 13
Здравствуйте, Кирилл Александрович
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Ответственность перед детьми я компенсирую прокрастинацией в остальной жизни.

Прошло, например, восьмое марта, а я молчу. Между прочим в международный женский день я отхватил крутой подарок Поздравляю, кстати, с международным днем победы эмансипации над здравым смыслом*.

Коллеги учителя из http://teachmebox.ru подарили мне крутой ежедневник. От учителей и для учителей. Арина, один из создателей планнера, не поленилась и лично довезла сию посылочку прямо до моей работы.

Пользоваться им, я ,конечно же, буду изо всех сил. Надо же как-то бороться с постоянными дедлайнами. Смотрю теперь в план на месяц и вижу: тут надо проверить 150 проверочных, там написать анонс для лекции, поехать за город к детям. Удовольствия — море. Сидишь над списком, чувствуешь себя взрослым человеком, который просто лечь в кроватку и читать научпоп.

В планнере есть свои фишки (и кэпсы): расписание уроков по дням недели; В конце каждого месяца страница с полезными для учителя интернет-ресурсами. Это могут быть платформы для создания опросов, викторин, проверки домашнего задания. Планнер то делали два учителя информатики.

В общем, если вы хотите стать уважаемым человеком с книжной всемогущкой — заказывайте и пользуйтесь. А я как уважаемый человек пошел плакать над своим распорядком на год вперед. Теперь у меня есть планнер, чтобы это осознать.

P.S.  На видео я якобы неожиданно получаю подарок. Но всё вокруг монтаж и постановка. Кроме моей любви к детям, конечно же.

* шутка.
источник
2019 March 16
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Прямо сейчас я на смене в детском лагере. Приехал на выходные к своим ученикам-активистам. Сижу посреди коридора на стуле, вспоминаю дни своего вожатства в 2009-м.

Неожиданно для себя осознал, как сильно изменилось время. Я бы сказал, что вокруг стало больше возможностей, но меньше свободы. Свободы в голове.

Как 10 лет назад мог решаться вопрос с нецензурной лексикой? Штраф в 15 рублей за каждое бранное слово. Сейчас даже страшно подумать, чтобы вступать с детьми в денежные отношения. Неважно, в школе или нет. Заговоришь о деньгах, тебя тут же обвинят в вымогательстве.

10 лет назад стоять после отбоя в одних трусах с подушками на вытянутых руках было весело и задорно. Пока стоишь, можно было продолжать шутить и дурачиться. Ровно до момента, пока руки не немели. Потом мы признавали свое поражение перед силами природы и договора с вожатыми. Таймер в 10 минут побить не удалось никому.

А сейчас? А сейчас добродушная шута может стать поводом для скандала, какие уж там спортивные упражнения после отбоя для самых активных.

А может быть изменилось не время, а я сам и мое отношение к окружающим. Морали нет, извините за неровный слог. Пишу в ночи с телефона. Искренне ваш.
источник
2019 April 01
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Ровно 10 лет назад, 1 апреля 2009 года, когда я тихо-мирно сидел в интернете, в ленте твитера появилась интересная запись: Интернет-знакомый написал, что случайно подорвал задницу скульптуре Ленина из сигнальной ракеты. Я посмеялся и отправился спать: в 6 утра шутка показалась смешной.

А как проснулся, по федеральным каналам появились новости вроде этой: https://ria.ru/20090401/166665254.html. Ну вы поняли. Шутка оказалась мишуткой, а тот твит парень удалил.

Хочу пожелать, чтобы из-за ваших шуток следственный комитет не заводил уголовных дел, а близкие друзья не добавляли вас в черный список.

Сегодня, кстати, в школе был день самоуправления. Подробно о нем расскажу позже, потому что по традиции в ночь на 1 апреля я лег спать в 6 утра. И проснулся в 7.

P. S.: Десять. Десять черт их бери лет назад всем было плевать на соцсети и интернет. Теперь киберпреступность это реальность, а мы все привязаны к своим учетным записям больше, чем к родной кровати.
источник
2019 April 04
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Две стороны одного дня:
источник