Сегодня 74 года исполнилось Виму Вендерсу.Создатель культового фильма «Небо над Берлином» — живой немецкий киноклассик или переоцененный режиссер, с которым раннее признание сыграло злую шутку?
Вендерсу — 12 лет, и он получил ценный подарок — 8-миллиметровую камеру. Маленький Вильгельм подошел к окну и снял свое первое кино: улица в родном Дюссельдорфе, по ней проезжают автомобили, куда-то спешат прохожие. Когда за этим занятием мальчика застал отец и задал резонный вопрос: «Зачем все это снимать?» — тот не нашелся, что ответить.
Вендерсу — 24 года, и он делает первые шаги в режиссуре (см. короткометражку «Серебряный город», 1969). Вновь, как и в детстве, он направил объектив камеры на перекресток и, как заколдованный, снимал его три минуты, пока в бобине не кончилась пленка. Ответа на вопрос «Зачем все это снимать?» по-прежнему нет, но зато есть смутное ощущение: Вендерс пишет картину, живописное полотно, но вместо красок и кисти использует свет и камеру.
Вендерсу — 35 лет, и он, подающий надежды автор, снимает в США документально-игровой фильм «Молния над водой» (1980). Ближе к финалу в течение 6 минут и без единой монтажной склейки Вендерс выдерживает крупный план своего друга, американского режиссера Николаса Рэя, который умирает от рака. Его исхудавшее, съеденное болезнью лицо тоже напоминает перекресток (или целый город?), и Вендерс точно знает, почему прерывать кадр нельзя: кино может спасти вещам и людям жизнь, украсть их у времени.
Вендерсу — 71 год, и он — скала. Признанный классик, ярчайший представитель нового немецкого кино, обладатель всех крупнейших премий, профессор, академик, миссионер и т. д. В течение фильма «Прекрасные дни в Аранхуэсе» камера плавно скользит по лицам мужчины и женщины, ведущих откровенный разговор в уютной беседке. За ритмические паузы отвечает даже не монтаж — порывы ветра, треплющие героям солнечные волосы. Ну и зачем все это снимать? Вендерс по-прежнему пишет живописное полотно светом и спасает вещам и людям жизнь. Но еще на восьмом десятке лет великий режиссер, возможно, почувствовал в себе право — как тогда, в детстве — снова не знать ответа на этот вопрос.
http://amp.gs/SvMF