#утренняяреплика
Несколько лет назад мы написали статью о том, как «Яндекс» стал причиной московских пробок. Судя по большому отклику, мы не единственные, кто заметил милую особенность «Яндекса». Его навигационное приложение в час пик строит маршрут таким образом, чтобы водитель побольше стоял в дорожных заторах, оставляя альтернативные маршруты проезда пустыми. Для кого? Об этом лучше спросить разработчиков, которые явно не по собственной воле уводили пользователей в дорожный ад. Сегодня этой проблемы нет, если Москва стоит – она стоит полностью и бескомпромиссно. В такой ситуации единственное, чем может помочь навигационное приложение – это показать, сколько времени осталось до конца маршрута. С этой задачей «Яндекс» справляется так же успешно, как с прокладыванием маршрута: вы никогда не можете быть уверенным, что приложение показывает вам достоверную информацию.
Так уж получилось, что автор этих строк пересев в новый автомобиль практически перестал пользоваться «Яндекс.Навигатором». Все дело в том, что приложения «Яндекса» не включены ни в Car Play, ни в Android Auto. Это интерфейсы, по которым автомобиль связывается с подключенным смартфоном. Да, в автомобилях есть и собственные системы, в том числе и навигации, но все они отличаются тем, что карты в них устаревают еще до продажи самого авто, а обновлять их нужно в сервисных центрах. Поэтому гораздо проще подключить смартфон, включить любимую музыку и пользоваться голосовым помощником, встроенным в Android и iOS.
Навигация в Android Auto предлагает на выбор два приложения – Google Maps и Waze. «Яндекс.Навигатора» там нет и в обозримом будущем не предвидится. Но оказалось, что за годы, прошедшие с написания той самой статью, Google Maps научился не только строить толковые маршруты в обход заторов, но и с поразительной точностью определять время прибытия. Что делает «Яндекс»? «Яндекс» сообщает, что вы прибудете на место через 40 минут, на пути две пробки. А вот когда вы до этих пробок доберетесь, «Яндекс» начнет корректировать время прибытия в сторону увеличения. Компания, хвастающаяся искусственным интеллектом, почему-то не может сразу заложить время, которое водитель потратит на пробку. А пробки, надо сказать, годами образуются в одних и тех же местах, и без всяких навигаторов водитель знает, что вот здесь придется постоять не 5 минут, как обещает «Яндекс», а все 15.
Google в свою очередь рассчитывает время до конца маршрута с учетом пробок, но делает это на порядок точнее «Яндекса». Почему? По наблюдениям, Google закладывает на каждую пробку не минимум, а максимум времени. И получается, что если обычно вы тратите на затор 15 минут, то общее время маршрута не меняется, а если удастся проскочить, то время пути уменьшится. Согласитесь, что гораздо приятнее потратить 40 минут вместо обещанных 45, чем 40 минут вместо обещанных 30.
Как ни странно, в отличие от Google, у «Яндекс» есть свой интерес в том, чтобы манипулировать «Навигатором». Про тесные связи «Яндекса» с ЦОДД ходят легенды, и пусть они не подтверждаются, но любой водитель вам подтвердит – «Яндекс.Навигатор» действует не в интересах водителя. Что же касается времени маршрута, которое всегда отличается в большую сторону, то тут также есть интересант. Это каршеринг «Яндекса», в котором альтернатив «Яндекс.Навигатору» нет, а оплата за аренду машины идет поминутно. И если каждый автомобиль «Яндекс.Драйва» проведет в пути на 5 минут больше, то это, на секундочку, почти миллион рублей дополнительной выручки ежедневно. Миллионы долларов в год. Неплохой стимул сделать так, чтобы «Яндекс.Навигатор» врал в нужном «Яндексу» направлении.
Впрочем, беспокоиться особо не о чем. Со временем автопарк будет обновляться, а в новых автомобилях, если только это не «Жигули», «Яндексу» места не найдется. Ну не будет же владелец нового авто демонтировать встроенную систему только для того, чтобы насладиться «Яндекс.Музыкой» в пробке, в которую его завел «Яндекс.Навигатор».