Посмотрел Лозницу. Должен сказать, что он в любом случае выдающийся мастер, почти гений. Много раз слышал, что у нас самый великий документалист Ромм; не знаю, достаточно ли для того, чтобы быть великим документалистом одного очень спорного манипулятивного фильма (хотя сам по себе Ромм, конечно, очень хороший режиссер), но Лозница гораздо круче Ромма. Вообще не представляю, кто еще так умеет работать с километрами архивной пленки. Питер Джексон, наверное, но у него денег и людей больше.
Ну и возможно, поэтому у меня и завышенные ожидания, и я скорее недоволен. Понятно, архивов на тему оккупации Украины не так много, и это влияет, но надо сказать, что нет ощущения недостатка материала.
Что есть и что не нравится. Фильм про контекст (самого Бабьего яра в нем нет), и в этот общий контекст вообще без пояснений Лозница помещает через запятую Львов и Киев - смотрите какой адский погром был во Львове. А вот смотрите, Киев. Но Киев все-таки обычный советский город, а Львов два года как захвачен, там на самом деле все другое (в том числе и антисемитизм другой), и это вообще никак не читается.
Дальше. Понятно, что вся хроника 41 года - немецкая. Советские свои отступления не снимали. И вот у немецких операторов любимое занятие - останавливаться на лице какого-нибудь монголоидного красноармейца. Их реально так много было? Из фильма следует, что реально, хотя ну явно немцы могли преувеличить (а Лозница еще цитирует немецкую газету, что вот, Киев очищен от восточных варваров).
Дальше немцы в Киеве. Входят в мирный город, народ их приветствует, боев нет (есть кадры, как советские строят баррикады и дзоты на Крещатике; потом они стоят неповрежденные, немцы спокойно маршируют мимо), дома стоят целые. Дальше взрывы замирированных советскими зданий. Немцы выгружают какие-то дичайшие тонны тротила из музея Ленина. Дальше съемка города с самолета, весь стоит разрушенный - это все от советских мин, точно? Как будто да.
На участие украинцев в расстрелах в Бабьем яре нет вообще никакого акцента, только два эпизода про женщин. Одна украинка в Харькова пошла с ребенком и подругами к Дробицкому яру посмотреть, как убивают евреев. Их поймали немцы, украинки встали на колени просить прощения, но немцы их решили расстрелять, убили всех, она притворилась мертвой (ребенка убили), пролежала в трупах до ночи, потом вернулась домой. Вторая - в Киеве, еврейка. Говорит, что догадалась, что это не эвакуация, выбросила паспорт и смешалась с группой украинцев, которые или провожали кого-то или просто зеваки. Их оствили сидеть над оврагом, но потом немцы решили расстрелять и их, и она тоже притворилась мертвой, дожила до киевского процесса 46 года, дала показания. Про процесс Лозница монтирует отдельный фильм, он весь отснят, но показывали только минутный фрагмент в кинохронике.
Про процесс от себя добавлю, что по его поводу те же чувства, что и про Нюрнберг: нет никаких сомнений, что немцы звери и должны быть наказаны. Но когда немцкий ефрейтор признается в убийстве 120 мирных граждан, которых он лично расстрелял, советский судья такой - сколько-сколько? С таким ужасом, как будто страшно потрясен. Хотя про советского судью того времени мы понимаем, что он всякого повидал и ничему на самом деле не удивляется.
При этом самый сильный момент фильма - как раз казнь немцев в Киеве; то есть мы понимаем, что немцы звери и должны быть наказаны, но много ли настоящих убийств мы видели, чтобы они был подробно и сблизи сняты? Виселица на шесть или пять человек, красиво подъезжают шесть грузовиков (синхронно разворачиваются, как волги в фильме Мертвый сезон), на каждом такая платформа, и один немец и четверо, кажется, конвойных. Немцев суют в петли (они такие зафиксированные, не должны затягиваться), и грузовики синхронно отъезжают. Немцы подробно дергаются в конвульсиях, вокруг - тысячи зрителей. Тут можно догадаться, что это те же люди, которые в 41 году приветствовали немцев.
Еще интересно взятие Львова - митинг, выступает Хрущев в генеральской форме, и интересно говорит, что мы, украинцы, всегда враждовали с поляками, но общий враг нас объединил.