Фунт тут недавно назвал Галковского богом (для русских современников). Я думаю, Галковский действительно чрезвычайно важен для русских современников, несмотря на огромное количество различных к нему претензий. В сущности, он стал Коперником русской идеологии. Приложив очень мощное усилие, он поменял у части (небольшой, но все же) русского интеллектуального слоя восприятие истории XX века и места в ней России.
До Галковского образованный советский/ русский человек жил в условиях сталинско-брежневского консенсуса. Применительно ко всемирной истории этот консенсус выглядел так: в центре мира находится СССР/ мировой коммунизм и его главный враг. Основной конфликт 30-х-40-х - коммунизм против фашизма. Коммунизм победил. Основной конфликт 50-х - 80-х - коммунизм против капитализма. Победил капитализм. СССР здесь обладает колоссальной значимостью вне зависимости от того, как к нему относится. "Антисоветский" дискурс иногда даже больше его раздувает - у Солженицына, например, 80-х годов СССР выглядит гораздо сильнее западных держав.
Применительно ко внутренним отношениям этот консенсус звучал так - существует единая преемственная линия от Киевской Руси к брежневской конституции, "союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь", русские - главный народ, СССР - это Россия, просто другое название. Причем это лучшая Россия за всю ее историю, все остальные периоды - это только подготовка к явлению СССР, ставшему надеждой всего человечества, звездный час.
С такой картиной мира в голове - 99,9% голов - невозможно было бы жить в современной реальности. Галковский сломал оба пункта - сломал силой своего таланта, потратив на это значительную часть жизни. Он сумел убедить - не доказать,а именно убедить, создать новую ментальную карту, - что все было совсем не так. Что основные конфликты XX века, основные противоречия, двигавшие его вперед, имеют очень косвенное отношение к Советскому Союзу. Сломать ощущение "мы в центре мира" невероятно сложно, но Галковский нашел способ. Можно бесконечно спорить по поводу его фактографии, технических суждений, экономических взглядов, оценке боеспособности советского флота в 1963 году и тд. и тп., но это споры в рамках базовой концепции.
Тоже самое он проделал и с "внутренне исторей". Да, "СССР - не Россия" это Ильин, и многие до него и после него. Да, роль национальных окраин в революции многократно отмечалась. Но именно Галковскому удалось приложить достаточно усилий, чтобы сдвинуть картинку у критической массы думающих людей. Не великая октябрьская, а "первая антиколониальная", не преемственность, "а мы имеем такое же отношение к дореволюционным русским, как португальцы к бразильцам". Я не побоюсь написать, но глубже Галковского никому не удалось донести СУТЬ того, что происходило в 1917-1937 годах.
И все, дальше появился другой мир. Мы стали видеть много интересного - в истории, но главное, в современности. Современная роль и значение РФ в мире, ее место в мировом разделении труда - множество вопросов нельзя было бы даже поставить, не соверши Галковский переворот в нашем самовосприятии. Я думаю если/ когда произойдет глобальная смена поколений, Галковскому, конечно, поставят памятник. Возле МГУ, например. Было бы хорошо.