«Сорокин трип» — адский триллер про главного российского писателя современности.
Один из авторов фильма Антон Желнов (его партнёр здесь — Юрий Сапрыкин ст.) решил, видимо, построить — подобно Зыгарю с его 1968 — свою вселенную из фильмов про великих наших современников одной примерно эпохи влияния: Бродского, Соколова, Кабаковых — а теперь и Владимира Сорокина.
Я опоздала на первые 15 минут, и потому увидела сразу дикий экшн: интенсивные монологи невероятно красивого человека про свои встречи, про взросление, про творчество и его конструкцию, перемежающиеся со скачущими фото-вырезками, хитрющими живыми взглядами, ухмылками и какой-то совершенной человечностью Сорокина.
Как только смиряешься с мыслью, что он обычный человек, гайки фильма начинают закручиваться, как в классическом саспенсе: сначала писатель ходит по подъездным лестницам — как из Хогвартса, потом жутковато врастает в зиму со своими гончими собаками и своим берлинским домом, идеальным абсолютно по-маньякски.
Сорокин с этого момента звенит, как тишина, отблескивает каким-то скандинавским детективом про анатомические убийства. Такая банальная аналогия его —препарирования реальности с забальзамированными зародышами разных существ (на фоне —профильный музей) — в целом идеально ложится в эту жуткую парадигму.
И заканчивается все уже далеко не шкодливыми уголками рта и танцующими по экрану фото, а моноголосом, который звучит о вселенском одиночестве человечества и конечности этой самой вселенной.
Ощущение после фильма, как после хорошей долгой медитации — размеренность, спокойствие, четкость, уверенность в стройности потока мыслей наполняют голову. Чистят ее.
Я два дня не могу выйти из этого погружения.
Мне, в целом, Антон (Желнов) часто говорит, что я тараторю. И я, после фильма за бокалом с ним, поняла, что замедлилась: как-то обстоятельно веду беседу — ровно, как и весь фильм замедляется постепенно, спиралью закручиваясь в промозглый ужас быть гением.
Кого ещё после всех своих предыдущих героев мог снять Антон? Только автора «Нормы» и «Дня опричника» (мой топ). Не знаю, кто у нас ещё может достичь из современных русских писателей этой планки угла зрения. Да камон, близко даже нет таких (и не надо мне совать своего давно уже графомана Пелевина, который паразитирует сам на себе).
Кино по цвету, звуку, по драматургии, по идее его основной — блестящее, чистый восторг, я пойду второй раз смотреть. Как одна из дочерей Сорокина рассказывает о разрубленной свинье, голову которой клюёт птица (а на самом деле рулоне какой-то хозяйственной хрени, что померещилась ей и отцу трупом животного). Как лампочка лифта светится в седине писателя-временного-заложника-московского лифта. Как привезённые на автобусе бабки, кидают в начале 2000х Книги Сорокина в огромный унитаз прямо перед Большим театром. Как Сорокин смотрит на важные в его сценаристкой деятельности Лужники и пьёт из фляжки (фляжки Сапрыкина, за которой тот бегал посреди съёмок, чтобы согреть героя спиртным впервые за весь процесс).
Кстати о последнем. После кино Антон представил меня Юрию Сапрыкину, спросив, знакомы ли мы. Тот ответил:
— заочно. Арина же ведёт телеграм-канал Тамбовская стенгазета.
Вау.