Хотя никакой драмы при принятии очередного бюджета нет, это все больше напоминает цирк. Накануне Путин, говоря об инфляции ниже целевых показателей, обвинил, что ЦБ якобы
«подкрутил» какие-то макроэкономические показатели. Какие? Что там такого крутила Набиуллина, что аж президент про это вспомнил?
Орешкин никак не хотел отдавать всю славу главе ЦБ, поэтому поспешил заявить о том, что влияние «навеса» в 700 млрд рублей на инфляцию ограничено. В ответ Путин попросил «не забрасывать» деньгами отрасли, если они к этому не готовы. Прелесть какая.
Вообще история с инфляцией и прогнозами МЭР весьма любопытная. Как уже отмечалось, заложенный в бюджет показатель в 3% на 2020 г. позволяет сэкономить на бюджетных расходах, при этом в основе этого прогноза лежит предположение о том, что частное кредитование вырастет всего на 4% в следующем году, и это после роста на 20% в этом. И это нереальный прогноз. По ожиданиям ЦБ потребительское кредитование вырастет на 10%, и даже это выглядит слишком сильным замедлением, в реальности рост будет больше, а инфляция останется вблизи таргета в 4%. Так что инфляция может снизиться до 3%
только в случае стагнации в российской экономике при отсутствии стимулирования.
Бюджет на этот раз вообще
принимается в очень спокойном режиме. Такое ощущение, что на фоне проблем с нацпроектами: «никто не против, все за». Финансирование увеличивается почти по всем отраслевым статьям расходов, нацпроектам и госпрограммам, а лидерами роста стали полузакрытые и закрытые статьи типа «иных вопросов». В сегменте нацбезопасности, например, финансирование выросло на 11% за счет увеличения «иных расходов» сразу почти на 70% (171 млрд рублей).
Порадуемся хотя бы увеличению социальных расходов, особенно в части поддержки семей, там все действительно неплохо: 892 млрд руб. в 2020 году, 925 млрд руб. в 2021-м, 890 млрд руб. в 2022-м. Также выросло финансирование российской науки, причем закрытых статей тоже много. Дополнительные расходы получило здравоохранение – сразу рост на 9,3% по госпрограмме и еще 7,2% по соответствующему нацпроекту.
Тем не менее, кардинальных изменений никаких нет, все в рамках привычной парадигмы, и заявления Минфина о социальной сфере в качестве приоритета не выглядят убедительными. С национальными проектами – наоборот, их будут поддерживать в ближайшие годы максимально, поэтому и фокус делается именно на их полноценном и своевременном финансировании. Если сюда добавить историю о том, что рост доходов бюджета планируют обеспечить
за счет увеличения нагрузки для несырьевых секторов экономики, так как нужно как-то компенсировать выпадающие доходы из-за льгот нефтяникам, становится совсем грустно.