Пришел к мнению о том, что есть всего два пути преодоления коронакризиса в Израиле. Оба не очень хорошие как для общественного консенсуса, так и для политической системы, но других вариантов лично я не вижу.
То, о чем я пишу уже 4 месяца, кажется, становится, наконец, очевидным всем остальным: нынешнее неповоротливое правительство не может по определению справиться с ситуацией. Ни в экономике, ни в здравоохранении. Ни одно чрезвычайное правительство не может быть в два раза больше обычного (а именно 13 министерств достаточно для нормального функционирования любого государства). Даже самые лютые лоялисты “Ликуда” уже полгода назад понимали, что правительство из 26 министров не сможет проводить никакие чрезвычайные меры, так как завязнет в интересах многочисленных групп, которые в нем представлены. Нет никаких оснований полагать, что правительство сможет принимать очевидные всем, необходимые, но непопулярные для ортодоксальных партий (и не только) решения и в будущем. Даже если вакцина появится в Израиле зимой, экономические последствия ударят по среднему классу на долгие годы (кто-то же будет за все это расплачиваться). Так, в общем, было всегда, однако в относительно спокойные времена общество было готово платить высокую цену за условный социальный консенсус по принципу: “иногда проблемы лучше смахнуть под ковер, ради мира в семье”. Хреновый подход, но как есть. Однако даже этот кривенький статус-кво перестал работать. На мой взгляд, мы прошли точку невозврата в тот момент, когда правительство первый раз отмахнулось от проекта “Светофор” из-за давления ШАС и ЙаТ. Но сейчас не об этом.
В сложившейся ситуации мне кажется, что у нас остались только два варианта:
Первый вариант.
Объявить настоящее чрезвычайное положение и начать проводить непопулярные для отдельных групп населения и городов решения в обход парламента. Наделить армию особыми полномочиями и по китайской модели авторитарно преодолеть волну заболеваемости за месяц (блокпосты, раздача еды, массовое тестирование в красных городах, закрыть все, что можно, включая аэропорт и пр.) Этот вариант очень дорого обойдется стране, но если его и стоить делать, то только прямо сейчас, чтобы сэкономить стране на и без того неизбежных выходных днях (два дня Йом Кипра и еще пару дней Суккота). Чрезвычайное положение затронет все области экономики, ударит по политической системе, доверию общества, разозлит народ, однако спасет жизни и поможет быстрее преодолеть то, что прямо сейчас мы общими усилиям размазываем на долгие месяцы дырявых и неэффективных мер.
Второй вариант (предпочтительный).
Распустить Кнессет и объявить новые выборы. В таком случае у временного правительства будут все необходимые полномочия, чтобы принимать непопулярные решения в обход интересов малых групп и коалиционных соглашений. Государство сможет быстро закрыть страну на нормальный карантин, а затем после выхода из него, без лишних споров начать реализацию оригинальной программы “Светофор”, не пытаясь угодить всем и каждому. Этот вариант кажется мне чудовищным с точки зрения его влияния на политическую систему, однако, с экономической точки зрения, лучше всем вместе скинуться на очередные внеочередные выборы, чем убивать людей и экономику медленно и верно. Кроме того, это развяжет профессионалам руки и позволит им принять и реализовать меры, которые назрели и уже перезрели несколько месяцев назад. Без лишних политических споров. Да. В таком случае нас ждет запредельный уровень и без того подогретого популизма, ведь кампания начнется здесь и сейчас. Но такова цена.
Должен сказать, что и второго, прямо скажем, антидемократичного варианта можно было бы избежать, если бы правительство приняло “Светофор” тогда, когда он был предложен. Но времена не выбирают, в отличие от премьер-министров. Мы имеем то, что имеем. Надо думать о будущем, пока не поздно. Но это уже другая история.