Несколько изданий в последнее время спрашивали моё мнение по поводу закона Яровой, историей с «обособлением трафика» в Рунете и тд. Это тема на которую невозможно дать короткий ответ, а развёрнутый ответ будет о том что это только начало и что, безусловно, в будущем вполне возможны и будут меры гораздо больше посягающие на приватность не только граждан, но и бизнеса.
В общем-то, отсутствие сильного присутствия государства в интернете связано исключительно с распилом бюджетов. Как бы странно это не звучало, но многие годы именно коррупционнеры, распильщики и бюрократы были главным барьером между современным состоянием общества и повсеместным внедрением «Большого Брата». Неэффективность государства спасала нас от его «людоедства». И будет ли «гуманным» наше государство если повысит эффективность своей работы - это очень большой вопрос.
История с «законом Яровой», кстати, лишь подтверждает эту модель. Введение налога на операторов потребовало бы проведения его через множество министерств, согласования, утряски множества интересов, в первую очередь с финансовым блоком. Поэтому в законе и прописали именно в такой форме «донагрузив» операторов необходимостью хранения звонков, сообщений и тд. В данном случае у нас ситуация когда неэффективность текущей бюрократии сыграла многократно против общественного интереса.
Однако есть множество мер которые до сих пор просто «лежат под сукном» и могут быть активированы во вполне короткие сроки. И, если быть честными с самими собой, то нет простых способов их остановить.
1. Внедрение и постепенное использование «белых списков» сайтов, например, для доступа детей в школах. С постепенным внесением в реестры вообще всех онлайн ресурсов имеющих российскую аффилированность. Миллионы доменов - это не так много как может показаться. Перспективы подобного 2-3 года.
2. Учёт, контроль и дублирование инфраструктуры во всех смыслах. Учёт и контроль всех внешних каналогв Создание государственных DNS серверов, центры мониторинга трафика, сбора данных со счётчиков (внутрироссийских), статистики провайдеров и так далее. 3-4 года - это крайний срок когда это произойдет.
3. Активизация внедрения ЕСИА для социальных сетей, банков, онлайн сервисов и так далее. Сейчас ЕСИА используется только органами власти и проектами вроде РОИ, но неизбежен тот момент когда государства в лице профильных регуляторов начнёт активно навязывать этот инструмент. Я бы предположил что не более 2-х лет когда эта инициатива будет публично озвучена и запущена.
4. Государством контролируемая инфраструктура для коммерческих облаков. История с тем как 1С сейчас внедряет единое корпоративное облако для всех бюджетных учреждений Москвы должна наводить на важные мысли. Не пройдёт и 5 лет как ФНС внедрит одну из двух важнейших стратегий или гибридную.
1-я - обязать всех провайдеров бухгалтерий в облаке хостить их на их инфраструктуре и, соответственно, иметь круглосуточный и полный доступ ко всем данным.
2-я - ввести требования ко всем онлайн бухгалтериям в предоставлении непрерывного доступа к данным о всех операциях компаний. И, постепенное, принуждение всех компаний вести бухгалтерию только онлайн. Вначале через «морковку» снижение риска проверок, далее через принуждение.
5. Введение требований по «вечному хранению» переписки, смс, сообщений и тд. Всего кроме видео и аудио контента. В течении 4-х лет это произойдет. Собственно текущие требования к операторам можно рассматривать как репетицию перед этими изменениями.
6. Самое сложное, но очень важное. Попытки перейти к контролю конечных устройств. До тех пор пока пользователь сам контролирует свой компьютер невозможно его контролировать полностью. Он может настроить VPN, хранить у себя запрещённый контент, или же как-либо иначе избегать внимания государства. Государство неизбежно придёт (или хотя бы активно попытается) внедриться на каждый компьютер и каждый гаджет так чтобы собирать информацию о каждом человеке. Как это будет - через скупку ключевых приложений окологосударственными структурами, через тесную аффиляцию с производителями антивирусов или полу-легальными метод