Пожалуй никто так не пострадал от нынешней пандемии, как цирк. Если какие-нибудь сокращенные фитнес-тренеры хоть как-то могут дома протянуть на грече, то львов и слонов надо кормить. Похоже, на сцене новый аттракцион “Смерть российского цирка”, продюсируемый теми, кто этот самый цирк должен развивать и спасать - гендиректором Росгосцирка Владимиром Шемякиным, его заместителем Елизаветой Гамбург и главным режиссером Юрием Квятковским. Вроде как государство по-прежнему перечисляет им по 300 млн рублей ежемесячно на поддержку цирка, но деньги
таинственно растворяются, не выходя далее администрации.
Вот в Москве и Казани попытались открыться три цирка, не входящие в систему Росгосцирка, – те самые, кто умеет не только жить на государственные деньги, он зарабатывают сами. И открылись! Несмотря на то, что вынуждены были продать только половину зала и рассадить зрителей в шахматном порядке – требование Роспотребнадзора.
Государственные цирки, вернее их руководство, предпочитают сидеть на госдотациях – до тех пор, пока коронавирус не будет побежден окончательно. А те успешные негосударственные проекты c хорошей кассой типа “Принц Цирка” лауреата ТЭФИ Руслана Ганеева, пытаются рейдерскими способами
отжать - как номера, так и животных.
По мнению руководства Росгосцирка, конвейер в тридцати с лишним цирках можно будет запустить лишь тогда, когда будут сняты все ограничения по коронавирусу. То есть в лучшем случае – через год. Как выжить? Знаете, что придумали госменеджеры? Посадить на государственное иждивение не только чиновников, но и животных. Хитрость в том, что все животные находятся в частной собственности прокатчиков, а питаться они будут за государственный счёт. В прямом смысле. Тигр теперь по ведомостям, вероятно, проходит, государственным советником первого класса, а свинья – третьего. Только не ясно сколько мяса при таких зарплатах получат четвероногие артисты в реальности, а не на бумаге.
Чем хороши отчёты? Тем, что на бумаге всё получается очень красиво. Можно воплотить на манеже любую затею, лишь бы фантазии хватило. И формально, не поверите, цирковые представления ставят просто чумовые. Ну, во всяком случае, режиссеры деньги получают.
Да, государственные цирки в сентябре не открылись, но спектакли поставлены, бюджеты попилены. Например, целая программа «Девочка и слон», поставленная в Сочи детским режиссером Полиной Стружковой по мотивам повести Куприна. Режиссеру Серебренникову за это дали обвинительный приговор и срок (пусть и условный), чиновники от госцирка продолжают представление “исчезновение государственных денег” под аплодисменты публики. Уже прошли программы “Маленький принц” по Экзюпери, “Буря” по Шекспиру, открыто заявляет Гамбург. Готовятся новые аншлаговые программы без зрителей.
А в начальниках Росгосцирка, кроме самого Шемякина, Гамбург и Квятковского, значатся близкие и родные люди Шемякина. Кто-то из них ходит директором в закрытые арены цирков, получая полноценный оклад, кто-то делает вид, что готовит дорожную карту инновационного развития цирка. А любовница Шемякина, например, совершает поездки по России за госсчёт: Сочи, Санкт-Петербург, Саратов. А чтобы всё сходило с рук, Шемякин не забывает подкармливать и чиновников Минкульта, поставив их, как Оксану Косареву, главу Департамента господдержки искусства, на довольствие от Росгосцирка.
В реальности, пока коммерческие цирки пытаются как-то выживать самостоятельно, государственным проще побыть в режиме “консервации”. А что? Начальство зарабатывает миллиарды, штатные артисты получают за временный простой «минималку», а, скажем, администраторы ходят в цирк на работу и получают полный оклад. Животные на госдиете. Все при деле. Таков государственный антикризисный менеджмент.