Как происходит выгорание и меняется мотивация сотрудников на разных этапах карьеры?
Этап 1 – мало опыта, много энтузиазма (низкий навык, высокая мотивация).
Это может быть молодой специалист, получивший первую работу; человек, решивший попробовать себя в новой профессии или профессионал, которого выдвинули на руководящую должность. В общем, любой из вариантов, когда человек только что пришел на новое место, очень хочет добиться успеха, но еще не понимает как это сделать.
Этап 2 – первое разочарование (низкий навык, низкая мотивация). На этом этапе приходит понимание, что всё не так просто, как казалось изначально и добиться успеха сразу не удается.
Этап 3 – естественный рост (навык растет, мотивация – разная). Если специалисту удается преодолеть предыдущий этап, он вступает на путь профессионального роста. Этот этап как правило достаточно долгий, со своими черными и белыми полосами, поэтому на нем нет какого-то одного уровня мотивации.
Этап 4 – компетентный специалист (высокий навык, сильная мотивация). На этом этапе специалист выходит на плато компетентности, и может начинать выполнять задачи автономно, постепенно расширяя свою сферу ответственности и помогая начинающим специалистам. В идеале, проработав какое-то время в таком режиме и подготовив себе замену, сотрудник уходит на повышение и возвращается на первый этап, начиная новый виток своей карьерной спирали.
В реальной жизни, к сожалению, зачастую происходит не так, поэтому наступает следующий этап.
Этап 5 – чересчур компетентный специалист. То самое состояние, которое означает заметное несоответствие компетенции специалиста и потребностей его должности или организации в принципе. Состояние характеризуется постоянным снижением мотивации. Через некоторое время снижение мотивации приводит к разочарованию от работы, и смещению приоритета от работы на что-то другое (хобби, семья, сторонние проекты).
Человек на этом этапе не обязательно плохо работает. На типовых задачах недостаток мотивации у хорошего специалиста компенсируется высоким уровнем профессионализма. Проблемы начинаются, если появляются сложные задачи, которые требуют выхода из зоны комфорта; в этом случае вместо трудового энтузиазма наблюдается неприятие или даже сопротивление. Это происходит потому, что решение задач, выходящих за рамки компетенции, требует высокого места в системе приоритетов, а место это уже занято чем-то другим.
Финальным, шестым этапом этого процесса будет
профессиональная деградация.
Такой цикл занимает в среднем от 3 до 10 лет, в зависимости от сферы деятельности и профессиональных обязанностей.