Осталось только разработать технологии добычи из морского дна. Подводные экскаваторы которые будут на глубине в несколько километров банально сгребать морское дно в кучи и дальше уже на сушу в ГОКи это конечно интересно но боюсь бульдозер такой будет стоить пару/несколько миллионов валюты из-за того что корпус будет наверное просто сборный-сварной из литых плит чугуна/титана/сплавов,и на видеокамерах 360 градусного обзора. Да и вопрос удалённого управления ещё. Тянуть несколько километров кабеля? А беспровод через толщу в условные 2 километра воды добьёт? Живой человек интересно, но тогда для эвакуации нужен будет отдельный модуль. А это в случае с компактным изделием типа бульдозера увеличение размера. Ну и самое главное – а на чём он работать будет? Аккумуляторы? Ширпотребный литий имеет проблемы со скоростью зарядки, ресурсом, и в случае с подводными реалиями (сопротивление воды, давление, естественное сопротивление гусениц бульдозера) малое время работы. Литий-титанат дорог, тяжёл, но хороший ресурс имеет.Дизель на самом деле будет в разы интереснее, но нужен воздух. Может некий шлангокабель и есть смысл кидать с поверхности к бульдозеру. По нему можно и управление, и воздух для дизеля/электричество для электромоторов передавать. Но несколько километров кабеля сами будут весить наверное как пол бульдозера, если не больше. А ведь кабель должен быть полностью нерастворим морской водой, нейтрален к ней, устойчив к зацеплениям с возможным риском обрыва, и в идеале не тонуть ещё (чтобы в любом положении экскаватора относительно морского дна кабель был над ним). Кстати, а кабель можно на всплывающих буях держать, тогда вопрос веса частично снимается.
Ещё вариант это очень маленький компактный реактор, со сроком службы от одной закладки-зарядки ЯО лет 5-10. Воды для охлаждения сколько хочешь «за бортом», теоретически можно дать много крутящего момента электродвигателям. Но пока нет в железе таких реакторов, разве что космические на спутниках, но там мощности меньше. Правда из-за проблемы охлаждения.
Забавно, но дизель интереснее всего выглядит. Любой танковый дизель огражаненный, от 20 литров, причём форсировать его строго на крутящий момент. Что касается выхлопа – тут всё как у серийных машин – евро-6 катализатор, можно несколько подряд чтобы не тянуть ещё нейтрализаторы.
Но конечно, полностью автономный и беспроводной бульдозер будет самое оно. С водителем или без. Работы над подводными бульдозерами ведутся, их выпускают малыми сериями в том числе и наши ЧТЗ или Четра (точно не помню), но они для малых глубин. По факту просто берётся военная бронированная версия бульдозера, завариваются все возможные отверстия в корпусе кроме технологических, по кабелю идёт воздух в дизель либо электричество на электромоторы, и вперёд. Ну и стекло хоть и бронированное но всё равно идёт х2.
А если вариант не бульдозер, то что? Подводные ГОКи/шахты/карьеры? Цены на разработку будут астрономические. Ну, с карьерами ещё не знаю, в теории сотней-второй бульдозеров можно выгребать морское дно в виде карьера. Но всё равно – на месте перерабатывать руду нереально. Разве-что строить подводные лодки размером с два авианосца, которые будут плавучим гоком. Либо поднимать руду на поверхность.
Для каких-то случаев ещё можно просто фильтровать морскую воду улавливая частички необходимых металлов, но вопрос скорости добычи, и скорости окупаемости.
Кстати, пока писал вспомнил что китайцы и японцы вокруг своих материков/островов ведут экспериментальную добычу гидрата метана из под морского дна. Но там небольшие глубины, да и вопрос окупаемости, и количества запасов. Нам с Арктикой повезло больше, в теории тама гидрата метана должно быть миллиарды если не триллионы кубометров.
Так что тема интересная. Мое имхо таково, что покаместь для больших глубин подводные бульдозеры подходят больше всего, хотя и есть вопросы. От производства до источника энергии и управления.