МИР! ТРУД! МАЙ!
Сегодня 1-ое мая, но мы поговорим не о дедушке Ленине и его надувном бревне. Нет, сегодня, на повестке дня Человек и Вертолёт - Евгений Филлипович Альков! Когда вы слышите про вертолёт Ми-6, то рядом с его названием прозвучит имя этого славного, смелого Человека!
-...опять этот Альков! - какой-то чинуша из Министерства Гражданской Авиации.
-...нам, лётчикам-испытателям, стыдно, что не мы, с нашими институтами, а Евгений Филлипович, в далёкой Якутии разработал такую методику, которая гарантирует жизнь экипажу и целостность вертолёту. - один лётчик-исытатель.
-...если бы не Филлипыч, набрали бы мы полный рот земли. - один экипаж одного вертолёта, выполнивший аварийную посадку с помощью авторотации по методике Алькова.
-...наш он "якутский Нестеров". - благодарные коллеги.
___________________
Вы можете себе представить, что каких-то полвека назад, вертолётам нельзя было летать в облаках, нельзя было летать по приборам? И полёты можно было выполнять в ясную погоду, днём, когда нет болтанки. Зимой, ниже двадцати пяти градусов мороза вертолёты не летали от слова вообще. А Погода на СеверАх - не балует, на СеверАх идёт активное освоение Человеком Природы. Эдак из-за погоды ничего и не успеешь сделать. Выпускник Бугуруслана, Евгений Филлипович Альков"перекованный" из Як-12 на Ми-4 в Сасово, работает в Якутии, город Нюрба и находит единомышленников и вместе с ними готовит методику спасения людей и вертолётов. Если здесь, на местах он находит всяческую поддержку, ему хотя бы не мешают, то "перестраховщики" из Министерства Гражданской Авиации всячески мешают ему: "Так летать невозможно!".
Но наш герой упорен, он - простой командир вертолёта учится сам и учит других вертолётчиков методике авторотации. Отказали двигатели - не страшно: у тебя трансмиссия не отказала же. Воздушный поток раскручивает лопасти твоего несущего винта, сохраняй скорость, ищи площадку и выполняй посадку. Про это узнаёт сам Великий Миль и полностью одобряет его новаторскую методику.
Впоследствии Альков вспоминал: «От замысла приземлиться на вертолете с неработающим двигателем без пробега или с коротким пробегом до его осуществления прошло долгих 6 лет. Это были годы напряженного труда, поисков и сомнений… На мне лежала большая моральная ответственность за эксперимент: я знал, что делаю никем официально не разрешенное дело и, допусти я оплошность — поломку или полное разрушение машины, меня уволят из Аэрофлота. Это в лучшем случае.».
В 60-ые в Якутию приходит Ми-6, Альков учит садиться на режиме самовращения несущего винта и его. Успешно. Он налетает 15 000 часов, за лётную деятельность он освоит самолёты Як-12, Ил-14, Ан-2, Ан-24 и вертолёты Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Евгений Филлипович награждён орденом «Знак Почёта» и знаком «Отличник Аэрофлота», в 1977 году ему было присвоено звание «Заслуженный пилот СССР...
Но это всё потом, а сейчас на дворе 1959-ый год, Женя Альков в отпуске на Черном море, сидя на курорте с кульком семечек, кормит голубей. Голуби камнем пикируют на семечки, раскрывая крылья прямо перед землей и совершают мягкую посадку. Именно этот момент очень вдруг заинтересовывает Алькова - камнем падающий голубь ему напоминает вертолет с отказавшим двигателем. Но ведь голубь совершает мягкую посадку, имея крылья. А у вертолета его крылья - лопасти, пусть даже и при отказавшем двигателе...