
Есть ошибочное мнение, что города должны обязывать застройщиков закладывать определённый минимум парковочных мест на дом. Обычно, считают по квадратным метрам или домохозяйствам. Объясняют это просто: чтобы всем хватило.
В теории всё работает хорошо: будет много мест — не будет споров за место и парковок на газоне. Вот только дальше начинается суровая реальность, ведь никто не отменял экономику, цену стройки и материалов.
В российских реалиях застройщики почти не строят подземные и надземные паркинги — они слишком дорогие, а наличие бесплатной альтернативы у подъезда, во дворе или на газоне никак не мотивирует владельцев машин арендовать или покупать этим места. Нам предстоит ещё долго работать, обучая людей думать о хранении своего имущества до покупки машины, а не после.
В итоге асфальтируют всё вокруг дома, мы получаем дома среди парковки без общественных пространств. Такая политика убивает сам город, демотивирует ходить пешком и пользоваться общественным транспортом. В итоге мест всё равно мало, а машины кидают абы как. Самые лютые примеры в Тюмени, где нормы парковки на квартиру одни из самых больших в России.
Умные же города работают иначе: в центре и районах с хорошим общественным транспортом парковки закладывают поменьше (или вообще ноль), для пригородов же побольше. И устанавливают не минимум, а максимально возможное число мест — застройщик может вообще не построить парковку, если жителям она не нужна. Если же жителям очень нужны места, то бизнес чувствует спрос и строит обычные паркинги по соседству.
Например, в Тель-Авиве (а Израиль очень автомобильная страна) недавно поменяли свои нормы: теперь для центра города максимальная норма 0,5 машиномест на квартиру, для окраин — 0,8. Раньше для некоторых квартир была норма аж 1,33 места.
Будьте умными, будьте как Тель-Авив!