Не секрет, что я люблю читать книги, когда летаю куда-либо. В этот раз мне посоветовали "Цветы для Элджернона" — бестселлер, некий психологический научпоп. В этой заметке будут спойлеры, хотя, даже зная полностью, чем закончится книга, вы не упустите ни толики эмоциональных американских горок, на которых катает нас автор. Вообще, я не представляю, что может ощущать человек, написавший новеллу, которая открывает дверь в сердце миллионов читателей с ноги и дотрагивается до самого потаенного.
История достаточно оригинальна: Чарли — главный герой — взрослый человек с отклонениями в умственном развитии. Работает в пекарне, в кругу коллег-друзей, под некой опекой старого друга своего отца. Ходит в специальную школу и даже научился читать и писать, что в его кондиции уже является подвигом. Благодаря невероятной мотивации стать умнее, его выбирают первым подопытным, на котором проводят операцию по увеличению интеллектуальных способностей.
Книга написана в форме небольших отчетов для научных работников от лица Чарли. По началу ему сложно писать — он делает ошибки почти в каждом слове, у него отсутствует пунктуация, он не может в сложные предложения и термины. После операции же мы видим его постепенный прогресс, от отчета к отчету. Чего стоит одно: "Punctuation, is? fun!" — просто вау, прямо в чувства.
По мере развития интеллекта, Чарли начинает сначала понимать, что в булочной, где он смеялся с друзьями, оказывается, что друзья просто смеялись над ним. Так, он снял со своих глаз пелену о высоком интллекте своих коллег, когда раньше хотел быть таким же умным, как они. После, то же самое происходит и с научным сообществом — когда Чарли становится умнее даже людей, которые, как бы, его и создали.
Но это только один из многих конфликтов этой достаточно короткой новеллы. Автор показал нам и превосходство разума над чувствами (с побочными эффектами), и причины одиночества индивидов высокого интеллекта, и проблемы семьи с особенными детьми, и, что самое главное, одну из самых грустных концовок, которые я когда либо видел.
Из-за того, как талантливо автор раскрывает персонаж главного героя, начинаешь самоидентифицировать себя с ним, начинаешь понимать его мотивы, желания, боль. Когда с главным героем происходит нечто неприятное — мы за него переживаем, как за себя. Когда читаешь последние 15% книги... вам нужно самим это прочувствовать. Мастерски использован прием игры на человеческих чувствах: не просто что-то главному герою не дать, но подарить ему интеллект, а потом отобрать. То, что испытывали люди вокруг него — что автор показал исключительно на фоне и между строк — добавляет капель в то ведро чистых сентиментов.
Частенько я откладывал киндл, смотрел в стену и думал о том, что прочитал — настолько глубоки идеи новеллы. А после прочтения последней строки книги я выключил киндл и сидел с глубокой грустью в душе.
"P.P.S. Please if you get a chanse put some flowrs on Algernons grave in the bak yard...."