Учёные из Сибирского федерального университета в Красноярске разрабатывают проект туристических баз в Арктике. По словам разработчиков, используемые решения экологичны и энергоэффективны. Например, учёные предлагают строить здания туркомплексов с учётом аэродинамики — овальными, поскольку север известен сильными ветрами, быстро выдувающими тепло из помещений.
Замдиректора по научной работе Инженерно-строительного института СФУ Сергей Амельчугов рассказал, что, поскольку энергия на севере дорогая, здания будут находиться под своеобразной теплицей — внешним остеклением, с террасами. В самих помещениях не будет лестничных клеток, их расположат со стороны здания, что позволит сэкономить место внутри.
Есть ещё одна интересная особенность — использование уникального японского стекла, меняющего теплофизические характеристики. Такое стекло позволяет в холодную погоду сохранять в помещениях тепло, а летом, когда жарко, способствовать, чтобы помещение не нагревалось.
Сами здания комплексов будут собираться из CLT-панелей, строительство первого завода идёт в Вологодской области. Этот материал, по словам учёных, можно будет легко транспортировать и собирать базы прямо в Арктике, что удешевит стоимость строительства, а энергоэффективные технологии снизят эксплуатационные расходы.
Напомним, что в Красноярском крае реализуется проект по созданию туркластера «Арктический». По плану Норильск должен стать центром культурно-познавательного и промышленного туризма, Дудинка — событийного и этнографического, плато Путорана на полуострове Таймыр — экстремального и экологического. Собираются создать туркластер и в Булунском районе Якутии, он будет расположен сразу в трёх населённых пунктах: посёлке Тикси, селе Найба и Быковском мысе.
Однако ряд экспертов скептически относятся к реализации идеи строительства полярных турбаз, аргументируя тем, что в Арктику нет постоянного и плотного потока туристов, тем самым ставя под сомнения экономическую рентабельность проекта. Опытные путешественники отмечают, что перед реализацией нужно как следует испытать технологии в суровых полярных условиях.