О том, что экс-глава администрации Бориса Ельцина и его зять
Валентин Юмашев может принять участие в очередном конфликте крупнейших акционеров
«Норникеля» — «Интерроса»
Владимира Потанина (30,4% акций) и «Русала»
Олега Дерипаски (27,8%),— сообщил Bloomberg со ссылкой на материалы «Русала» и Crispian Investments
Романа Абрамовича в Высоком суде Лондона. Это произойдет, если господин Абрамович, владеющий с Александром Абрамовым около 6,5% «Норникеля», продаст свой пакет и перестанет выполнять роль «белого рыцаря».
Суд с 16 февраля рассматривает требование «Русала» заблокировать сделку по продаже принадлежащих Crispian 4% акций «Норникеля» за $1,47 млрд структуре «Интерроса» Bonico Holdings
(по нашим данным, господа Абрамович и Абрамов могут полностью выйти из ГМК). Процесс стал официальным началом третьей акционерной войны в «Норникеле», в рамках которой, по неофициальным данным, стороны уже готовы
запустить «русскую рулетку» по выкупу долей друг у друга. Этот механизм предусмотрен договоренностями по итогам предыдущего конфликта, который завершился в декабре 2012 года.
Привлекая Валентина Юмашева, совладельцы ГМК идут знакомой дорогой: именно с его вмешательства началось примирение 2012 года. Тогда источники рассказывали, что господин Юмашев привлек к процессу Романа Абрамовича, который стал активным посредником и в итоге гарантировал мир. Более того, один из собеседников допускал, что бизнесмен получил часть бумаг «Норникеля» в интересах господина Юмашева. Олег Дерипаска с 2001 года женат на дочери Валентина Юмашева Полине, которой принадлежит около 6% En+ Group, головного холдинга бизнесмена в индустриальном сегменте. Актуальное семейное положение четы неизвестно, вместе они давно не появлялись на публике. Но источник, близкий к акционерам «Норникеля», считает матримониальный статус пары не важным для участия Валентина Юмашева как медиатора в конфликте.
Партнер компании «Савельев, Батанов и партнеры» Сергей Савельев отмечает, что посредником может стать кто угодно. «Медиатор проводит переговоры между сторонами, озвучивает их предложения, предлагает свои варианты и по итогам высказывает мнение о том, как может быть разрешен спор,— поясняет юрист.— Но его решение необязательно для исполнения, стороны могут не согласиться, тогда спор, скорее всего, будет решаться в суде». Если идеи медиатора устраивают стороны, они подписывают соглашение, оно может быть оформлено как мировое и утверждено судом, если не выходит за рамки рассматриваемого там спора, и тогда уже иметь юридическую силу, уточняет Сергей Савельев.
Несмотря на реальную подготовку к «русской рулетке», сценарий нового мирового урегулирования все еще вполне вероятен, подтверждает один из источников. Собеседники, близкие к акционерам «Норникеля», расходятся в оценке ситуации. Двое из них указывают, что «сценарий развития событий предсказать невозможно». Еще один источник добавляет, что результативной «русской рулетки» может вообще не получиться, если стороны просто откажутся исполнять записанные в акционерном соглашении обязательства, оспаривая их в новых судебных исках.
В «Интерросе», «Русале» и Millhouse Романа Абрамовича отказались от комментариев, связаться с Валентином Юмашевым не удалось. Андрей Лобазов из «Атона» отмечает, что текущий конфликт акционеров «Норникеля», в том числе неопределенность будущей стратегии и дивидендной политики, негативно отражается на компании. Акции ГМК на LSE c 16 февраля подешевели на 5,8%. При этом, добавляет аналитик, хотя условия возможного нового мирового соглашения пока неясны и потенциально могут ухудшить ситуацию для миноритариев, продолжение конфликта — гораздо менее привлекательный сценарий. Запуск «русской рулетки» Андрей Лобазов, как и ряд других экспертов, считает маловероятным.