Супертурбо — забытые футуристы русского рэпа, праотцы Бульвара Депо 💎
Денис Чужой
упомянул в своем телеграм-канале группу Супертурбо и этим разблокировал у меня в голове столько воспоминаний, что хватило на небольшую колонку о духе времени.
Про Супертурбо я узнал так: прочитал на сайте Lookatme пост, что в эфире у Мэри Энн Хоббс впервые прозвучал трек русской группы. Даже не трек, а инструментал трека. Этой группой и были Супертурбо. Новость вызвала у меня бурю восторга, и я немедленно отправился качать их EP «4 года в дыму».
Под синтезаторный вонки-хоп человек бубнил странные тексты, иногда просто насыпая теги, бренды и имена, но из этого перечисления рождалась какая-то правильная поколенческая сентиментальность. Особенно мне запомнился панчлайн «Через все испытания пройди с любовью в сердце / как в девяностом шестом на уколах Борис Ельцин».
Как видите, почти на каждое слово тут надо ставить гиперссылку. Вонки-хоп, Мэри Энн Хоббс, Lookatme — все это так далеко от теперешних нас, что как будто происходило в другой жизни. Но от Супертурбо тянется много интересных ниточек, и сейчас на ваших глазах я буду их разматывать. Следите за руками.
Летом 2011 года я даже побывал на их концерте. Молодой длинноволосый человек сидел на полу и читал свои облака тегов в окружении десятка слушателей. Человека звали Вадим Резвый, он же был основателем проекта
Guerrilla, бывшего чем-то средним между вебзином,
рекорд-лейблом и ивент-агентством.
Guerrilla дарила стиль тому, кому до него не было дела. В 2011 году она рассказывала читателям про Асапа Роки или группу Death Grips, это была свежесть уровня «только что из печи». Мне в то время она казалась форпостом модной гонзо-журналистики.
Оставлю тут ссылку на текст, где Резвый под псевдонимом «Даша Джукова» пытается вырубить кокаина для заехавшей в Москву группы Salem (тут тоже надо ставить ссылку на каждое слово, но вы у меня умные и сходите в гугл сами). Мне кажется, это бриллиантовый текст.
В 2013 Резвый основал свою школу кодинга. Проект Супертурбо был закрыт и напрочь забыт. Интернет до сих пор не выдает мне ни единой его фотографии. До поста Дениса я был уверен, что не найду в интернете и десяти человек, с которыми мог бы обсудить их песни. Но я знаю двух людей, которые совершенно точно читали Guerrilla и слушали Супертурбо. И вы тоже их знаете.
Одного зовут i61, а второго — Бульвар Депо.
Даю зуб, что Депо был активным читателем Guerrilla. На обложку своего альбома «Otricala» он поместил маскот сайта — виртуальную модель в очках и цепи (вообще, отрицала — это внутренний мем с Guerrilla, но тут долго объяснять).
Название Супертурбо, скорее всего, для него тоже не пустой звук (есть пара очень интересных совпадений). Я обязательно бы спросил об этом в интервью, но меня зовут не Сергей Минаев, и Депо навряд ли согласится разговаривать со мной под запись.
Как-то так и надо слушать треки Супертурбо — представляя, что это те семена, из которых выросли альбомы «Rapp» и «Rapp 2», рэп-психоделия под электронные инструменталы. Только если Депо еще как-то щадит слушателя, то Резвый плавит его мозг по полной, не жалея аппаратных мощностей.
Треков разумеется, нет ни в каком стриминге. Они залиты только
на саундклауд и
в паблик Вк (158 подписчиков!), куда я вас и отсылаю. Для разгона рекомендую три песни: «Хоумбои», «Спирит родного нейборхуда» и «Одна любовь».
Осторожно, не застряньте в текстурах!