Вопрос выбора пути развития автомобильной промышленности и топливной инфраструктуры вызывают всё больше споров, но похоже, что только у нас. Большинство стран и автопроизводителей уже вроде как определились: грузовой транспорт - водород, частный - электромобили или гибриды. ДВС тоже рано списывать со счетов, топливная эффективность будет только увеличиваться, но при условии, что этим будут заниматься. Остаётся еще газ, который вполне может составить конкуренцию электричеству и водороду, но тут нужно чётко понимать, что на пути к энергонезависимости ЕС будет топить за развитие других видов топлива. Развитие объёмов генерации на ВИЭ требуемых для производства зелёного водорода и зарядки растущего числа EV с параллельным развитием технологий автомобилестроения на электрическом или водородном топливе и зарядной/заправочной инфраструктуры будет происходить всё более активно. В таких условиях про развитие ДВС, лет через 10, можно будет забыть. Драйверами NEV сегодня выступают Китай и ЕС, США немного отстаёт от лидеров, но по сравнению с нами, имеет огромные перспективы на лидирующие позиции. Кстати, именно эти страны являются нашими основными торговыми партнёрами. Как вы считаете, долго мы протянем без европейского автопрома, который перейдёт на производство NEV? Мы вот думаем, что не очень. Если в грузовом сегменте у нас есть КАМАЗ, то в легковом у нас выбор сильно ограничен и Renault, который контролирует Lada, не очень спешит с развитием EV в России. С точки зрения концерна всё правильно, спрос на EV в России пока далёк от коммерчески эффективного. Будет спрос, привезут и локализуют, но на собственной компонентной базе, а пока можно продавать старенькие авто в новой обёртке. Ну в крайнем случае LNG. Есть еще Соллерс со своими планами по EV в Калининграде, но это пока только планы. Кстати, европейские автопроизводители грузовиков со своим проектом развития водородного транспорта - H2Accelerate (Daimler Truck AG, IVECO, OMV, Shell и Volvo Group) вполне себя чётко дают понять вектор, да и остальные крупные концерны, включая люксовые, не отстают. Водород и EV. В последние дни тема NEV замелькала в СМИ. Ведомости заговорили про господдержку. Что это значит? Значит вопрос поднимается в ФОИВах и скоро мы узнаем мнение по развитию NEV в России. Горизонт планирования, конечно, достаточно высок, 10-20 лет, но это только так кажется. Для построения новой отрасли и смены парадигмы развития автомобилестроения в стране и построения инфраструктуры, совсем не много и даже мало. А всё, что мы видим по заправочной инфраструктуре сегодня можно считать пробой пера. КАМАЗ со своей "КАМА-1" пока не внушает, но уже интересно. При этом продукты отечественных компаний, как минимум зарядных станций, уже есть и это внушает сдержанную надежду. Слово на Минэкономразвития и Минпромторгом.