ЖКХ в целом является одной из самых непрозрачных, недоинвестированных и слабо отрегулированных отраслей. Как следствие – низкое качество услуг и вечный спор о том, что дорого, а что дешево. Говорить о цифровой трансформации отрасли еще рано, она нуждается в форсированной комплексной автоматизации. Но при этом в ней есть место и для цифровых технологий, говорит Сергей Путин, ИТ-директор «Росводоканал».
Материал CNews даёт достаточно чёткое представление по ситуации в ЖКХ и как цифровизация может помочь развитию отрасли.
Сергей Путин приводит четыре стоп-фактора развития ЖКХ.
Во-первых – это огромные затраты на модернизацию инфраструктуры. Необходимо наладить всеобъемлющий учет всех энергоресурсов, мониторинг в реальном времени состояния оборудования, управление гидравлическим режимом сети, создание современных ситуационных центров на основе cквозной автоматизации технологических и управленческих процессов.
Вторая проблема – доверие инвесторов, для которых необходимо обеспечить доступ к информации о состоянии активов в режиме реального времени и автоматизировать все тарифные расчеты.
Третий стоп–фактор – это доверие потребителей. Здесь основная задача ИТ – обеспечить доступ потребителей к полной информации и создать удобные экосистемы услуг на основе автоматизации всех процессов: от снятия показаний счетчика до оплаты счетов и возможности заказать широкий перечень услуг по справедливой цене. Человек быстро воспринимает «цифру», если она позволяет ему качественнее и комфортнее контролировать свои расходы, минимизировать временные затраты.
Четвертое ограничение – отсутствие в отрасли стандартов операционной деятельности и цифровой трансформации. Верхнеуровневые задачи здесь – создание цифровых продуктов с доказанной эффективностью и формирование методологии по внедрению лучших из них.