
Первый сценарий – «Повторение пройденного». После 1 июля 2019 года розничные цены на стелах автозаправок крупных нефтяных компаний и независимых резко поползут вверх. Население примет ситуацию болезненно и начнет выходить на улицу, и так невысокие рейтинги властей опустятся еще ниже. Правительство вновь будет вынуждено резко снижать акцизы на моторное топливо и административно заставлять нефтяные компании заливать дополнительными объемами биржу до тех пор, пока не удастся достигнуть приемлемых значений оптово-розничной маржинальности. Нефтяные компании и независимые АЗС окажутся в убытках, а автовладельцы снова «затянут пояса».
Второй сценарий – «Ручное регулирование». Правительство для избегания резкого скачка цен вновь в административном порядке вынуждает крупные нефтяные компании «заморозить» цены и жертвует независимым сектором как в нефтепереработке, так и в топливной рознице. Итог: массовое банкротство независимых АЗС и системная деградация топливной инфраструктуры страны. Граждане страны столкнутся с очередями и дефицитом моторного топлива на оставшихся заправках. Начнет резко расти «черный» рынок нефтепродуктов, где дефицитное топливо будет доступно по более высоким ценам.
Третий сценарий – «Вдруг демпфер заработает». Правительство убедит Минфин скорректировать текущие параметры демпфера, и он при текущих внешнеэкономических факторах заработает как предполагалось. В этом случае можно ожидать некоторую стабилизацию ситуации до того момента пока сохраняется текущая внешнеэкономическая ситуация при условии купирования оппортунистического поведения доминирующих игроков и пересмотра режима расчета показателей. Однако любой разворот в сторону резкого роста или падения мировых цен на нефть разрушит неустойчивое равновесие и параметры демпфера вновь придется оперативно подкручивать с непонятными результатами. Для потребителя — это означает медленный, но постоянный рост цен на топливо вне зависимости от того падают или увеличиваются мировые цены на нефть.
Четвертый сценарий – «Системная реформа». Проведение системной реформы: кратное снижение или полная отмена акцизов на топливо, либерализация розничных цен с привязкой их к биржевым котировкам, которые, в свою очередь, привязаны к ценам мирового рынка, создание резервного топливного фонда для сглаживания резких ценовых колебаний. Наконец, будет разорван русский замкнутый круг и теперь с падением мировых цен на нефть, будут падать и цены на моторное топливо. Ценовая конкуренция приведет и оптовые, и розничные цены в соответствии с доходами населения.