ВАС ЗАБЫЛИ СПРОСИТЬ
от Ерлана Тажибаева
Налоговый цугцванг Токаева: верхи не хотят, низы вымрут.
Вчера с высоких трибун был заявлен тектонический сдвиг в налоговой системе страны. Это прозвучало, как предложение для проработки. Однако, тут же был слит непонятный скрин с таблицей возможной прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. Сегодня уже вышли контр мнения, в том числе и от советников президента, что этот непонятный слайд —фейк и это уже давно отвергли и даже не обсуждают. Но давайте всё-таки его обсудим, мы же там увидели не только прогрессивную шкалу ИПН, но и разрез зарплат с социальной актуализацией. Суть первого разведочного вброса прорадарить социальную повестку. Как всегда, все делается во благо и преподносится, как великое государственное «улучшение». А так ли хорош ли на самом деле такой тюнинг?
По мнению государственных мужей в Казахстане богатые совсем уже в доску обогатели и надо всех сделать чуть ровнее. Прижать, так сказать, сапогом буржуазию. Только в этот раз это не сапог пролетариата, а дешовый туфля налоговика.
Отрадно, что в Астане считают казахстанцев «излишне» богатыми, но богаты ли казахстанцы сегодня настолько, чтобы оторвать последнее от своей рубашки в пользу неэффективного государственного аппарата? Смешно, но богатыми, к кому применят максимальную налоговую шкалу в 20% ИПН считают баронов и магнатов, которые зарабатывают свыше 300 000 тенге в месяц или почти 700$ долларов США. Самое страшное, что в стране таких кучерявых наберется всего 600 тыс. человек. За почти 30 лет независимости только 600 тыс. человек в Казахстане стало настолько богатыми, что их придётся социально уравнивать по справедливости. По справедливости ли?
«Социально униженных и несправедливо ущемлённых» в Казахстане набирается 7 млн 600 тыс. человек. Попросту говоря, небогатых, а правильно сказать - бедных казахстанцев, кто зарабатывает от 230 до 500 долларов в месяц в Казахстане больше половины экономически активного населения. Это итог нашей независимости и результат всех национальных программ развития за три десятка лет. Мы живем в светлом будущем, за которое мы выживали в девяностые, боролись в ранние двухтысячные и кайфовали в поздние. Не густо.
Все эти активности правительства абсолютно понятны и вполне адекватны сегодняшним временам. Как говорил известный персонаж в художественном фильме «Жмурки»: «бабло кончается, а работы нет. И перспектив никаких». Нефтяной кризис ударил так, что даже на самом верху понимают эту сермяжную правду. Если ничего не делать, то можно столкнуться с кризисом неплатежей, дефолтом и банкротствами самых «кассовых» предприятий страны. Если из уравнения нашей жизни убрать доходы от нефти, то жить мы будем, как самые обычные представители своего региона. Центральноазиатский барс умрет от голода и никто даже не вспомнит, кроме красной книги, что был такой зверь в прикаспийском шельфе.
Государство пытается собрать по сусекам экономики самые последние крошки - зарплатки (по другому не назовёшь) населения. Но ИПН это же только верхушка айсберга. С вашей зарплатки взимают пенсионные отчисления, социальные взносы медстрахования, которые по своей сути, также стекаются в карман государства и используется им, как им вздумается. Пока это выглядит именно так.
Государство пытается собрать крошки, чтобы сварить похлебку бедняка. Особенно приятно с высоты 2020 года вспоминать казахстанские ярдовые проекты со всякими ЭКСПО, МФЦА и Астана LRT.
Хочется спросить: где бабки Зин? Вы куда все просрали и какого хера счёт за этот банкет приносят нам, простым смертным, которые ипотеку не погасили и ещё автокредит с айфоном не отбили?