Size: a a a

Выхинская критика французской мысли

2021 June 24
Выхинская критика французской мысли
Нелли Васильевна Мотрошилова (21.02.1937-23.06.2021).

Памяти человека и исследователя, чьи труды и имя знакомы, вероятно, каждому любителю философии в русскоязычном мире.

Наибольший вклад Нелли Васильевна внесла в популяризацию немецкой и русской философии, почти реконструировав, обновив между ними диалог и, более того, вдохновив своих учеников и младшие поколения на развитие этого диалога. Полагаю, в нашем сообществе широко известна работа "Фридрих Ницше и философия в России", опубликованная под редакцией Нелли Васильевны и Юлии Вадимовны Синеокой, чья одноименная кандидатская диссертация легла в основу.

В последние годы свет увидели её монументальные монографии, на чьих страницах пристально и детально рассматриваются, казалось бы, миниатюрные или трудно схватываемые темы: "Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901)", "Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь.". Однако и они - только фрагменты из большого списка произведений, составляющих наследие на весьма оригинальной стезе.

О настоящем людей, посвятивших свою жизнь прошлому, очень выразительно рассказывают круг друзей с преемники их научного дела. Новость о завершении земного пути Нелли Васильевны застала меня с утра, найдя и продолжая находить отклик у всего философского сообщества.

Многие из нас далеки от академии, научного сообщества. И часто со школьной скамьи нас сопровождает миф, что великие фигуры - всегда где-то в глуби времен, далеко от нас; прославленные философы - это почти всегда мужчины и истории о прошлом. Слова Юлии Вадимовны Синеокой в память о Нелли Васильевне выглядят трогательно, приоткрывая герметичные границы Академии, показывая взгляд ученика на учителя, друга, ученого. Даже в случайных двойных пробелах есть что-то личное, ставшее доступным глазу. Захотелось оглянуться, все-таки наука и философия живут в современниках.

https://vk.com/wall-98154015_87254
источник
2021 June 25
Выхинская критика французской мысли
источник
2021 June 29
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
Встречайте новую рубрику по хэштегу #вкфм_подписчики

https://vk.com/wall-98154015_87317
VK
Выхинская критика французской мысли
#вкфм_подписчики

История Деррунды пишется и руками ее подписчиков, оставляющих интересные комментарии, предлагающих разнообразный контент в предложку. Если вы завсегдатай сообщества, то наверняка запомнили некоторые имена. Дискорд, стрим, пост или статья вконтакте - они встречаются везде. И кого-то заприметил я лично. Так что у нас появится рубрика, посвященная вам - подписчикам.

Я не делал разграничения на хейтеров и фанов. Потому что персонажи встречаются разные. И мой взгляд останавливался чаще всего на сообразительных, находчивых или диковинных гостях паблика. Думаю, это немного расскажет о нас самих, о людях вокруг и, конечно, о сообществе.

Наш первый гость - Lucian Andromaniu
Вот какой у нас получился разговор 👍

Деррунда:
Вы помните свое знакомство с философией? Когда впервые столкнулись с ней. И когда впервые обратились к философским произведениям намеренно. Возможно, первая встреча была понята как встреча с философией позднее.

Lucian:
Насколько я припоминаю, первым знакомством можно считать чтение…
источник
Выхинская критика французской мысли
Наш первый гость - Lucian Andromaniu
Вот какой у нас получился разговор 👍

Деррунда:
Вы помните свое знакомство с философией? Когда впервые столкнулись с ней. И когда впервые обратились к философским произведениям намеренно. Возможно, первая встреча была понята как встреча с философией позднее.

Lucian:
Насколько я припоминаю, первым знакомством можно считать чтение бердяевской автобиографии "Самопознание", бог ведает как очутившейся в библиотеке родителей, которые ни к какой философии никогда не тяготел. Мне было лет 14. Смешно: я читал ее вслух! — родители пытались так излечить мою картавость (и таки излечили).

Вообще я читал тогда все подряд, прочел и эту книгу. Запомнил несколько имен. Впоследствии неоднократно возвращался, постепенно понимая чуть больше. Потом, значительно позже, несколько раз был увлечен Бёме, о коем узнал впервые из книг Бердяева. По окончании школы прочел Камю: "Бунтаря" и "Сизифа" — его сборник был первой философской книгой, мною купленной. Мало что понял, скорее всего. Имя Камю узнал из какой-то заметки в газете, там почему-то упоминался романтически погибший философ и страшненькое слово "экзистенциализм".

Меня упромыслили поступить в экономический ВУЗ на маркетолога, но через год я понял, что это совсем не по мне и бросил это дело. За тот год с удовольствием прочел Марка Аврелия, имя которого узнал из какого-то романа Солженицына. Понял больше, чем в Бердяеве и Камю. Потом был истфак, но тоже недолго. Проснулось религиозное сознание, некоторое время думал воцерковиться в лоне Римско-католической церкви, но не сложилось. Крен в православие, но ненадолго. Теософия и всякая восточная хренотень (влияние моей матушки, она состоит в рерихианской ассоциации). Владимир Соловьев! Тоже не пойму, как его сборник оказался в родительском доме. Ну а потом философский факультет — опять же матушка "заставила" поступить: он в нашем Nском универе только тогда появился, матушка где-то обрела смешной флаер с цитатами Диогена и заявила, что мне непременно нужен диплом, нужно "взяться за ум" и поступать на вот этот замечательный новый факультет. Как раз донабор осенний.

Ну, поступил. После первого курса меня опять чуть не вышибли по причине абсолютной недисциплинированности и бурной личной жизни, плюс я откровенно манкировал предметами, которые меня не интересовали и/или раздражали: формальная логика, матлогика, психология, много чего еще. Вообще ненавидел тогда Аристотеля и Канта. Но все же преодолел этот роковой барьер, досдал, немного образумился. Прочел на 1м курсе много чего из Ницше и русской религиозной философии. Вернулся к Бердяеву, курсовая по нему. Всяческий иррационализм, философия жизни, Кьеркегор, Шестов. Потом Сартр и Хайдеггер. Камю и Чоран. Курсовая по Хайдеггеру.

Параллельно продолжал увлекаться восточной мистикой. Открыл для себя дугинизм-генонизм. В результате к госам и диплому я был отпетым традиционалистом. На бакалавра и магистра я писал по философии индуизма. В бакалаврской принципиально процитировал Дугина: это для меня был знаковый жест. (И Генона, кажется) Я был почти уверен, что в нашем провинциальном универе эти имена незнакомы. А мой научрук, прочитав мою работу, так мягко мне сказал: "мол, вы там вот Дугина процитировали, м-да, знал я его. Жил тогда в Москве, общался с этим южинским кружком, мда, ну Генон это же теософия, батенька".

Я пережил легкий шок. В магистерской ни Генона, ни Дугина не цитировал, но умудрился ввинтить туда Хайдеггера. Я довольно сильно рисковал, потому как на факультете было засилие кантианско-системологической мафии, для которой даже Гегель - это несерьезно и отдает мистикой. Но все обошлось, хотя на госах они меня чуть не "зарезали". После выпуска у меня через некоторое время пропали симпатии к дугинизму, индуизму и Хайдеггеру. Я принялся наверстывать то, что мне положено знать как магистру. Начиная с досократиков и до гегельянства, неокантианства и феноменологии.

Деррунда:
источник
Выхинская критика французской мысли
До столкновения с пабликами, посвященными философскому юмору, вы встречали шутки по философии? Если да, то, возможно, помните что-то? Удивлялись ли вы тому, что есть "локальный юмор": по филологии, математике, философии?

Lucian:
Возможно, встречал, но не помню уже. Ну то есть как не помню - конечно, встречал, на родном филосфаке выходила стенгазета, там наверняка были и шутки, но что-то конкретное припомнить не в состоянии уже.

Существованию локального юмора не удивлялся, ведь наверняка есть, должны быть разновидности юмора, присущие представителям разных специальностей, профессий и практикуемые ими, и чем философы хуже иных?

О первой встрече с ВКФМ не помню, увы, довольно давно это было, наверняка увидел в ссылках на паблики в каком-то другом паблике.

Деррунда:
Вы изучали другие языки? Они пригодились вам в знакомстве с философией? А с мемами?

Lucian:
Изучал и изучаю до сих пор, но не столько для философии, как из любви к сравнительной лингвистике. Но и Ницше вспоминается, конечно: "мы, филологи,.. etc". Курсу латыни в универе я многим обязан. Жаль, не занялся тогда санскритом, как мне предлагал научрук. Ну теперь вот наверстываю, пытаясь учить литовский )) Чорана я впервые на английском, помню, прочел. Для овладения мемологией английский язык, безусловно, необходим ))

Деррунда:
Какие темы представляют для вас наибольший интерес? Доводилось ли спорить с кем-то в комментариях или вживую, поднимая философские проблемы? Как вы считаете, есть ли что-то общее между умением спорить и придумывать шутки, нужны ли находчивость и понимание собеседника?

Lucian:
Широкий круг тем: Другой; диалогичность; бытие-в-мире; соотношение индивидуального и социального; вообще в последнюю пару лет — социальная философия, пожалуй (она у меня, по причине моей склонности к солипсизму — это все последствия увлечения адвайта-ведантой! — долго "в загоне" была).

Что до споров, то я, в сущности, не спорщик, спорить вообще не люблю, переубедить меня может скорее новый прочитанный текст, чем аргументы в живом диалоге. Наверное, из-за склонности к солипсизму. Поэтому от споров в универе я по возможности уклонялся. Думаю, что для того чтобы придумывать шутки, нужно в первую очередь остроумие, а для того чтобы уметь (или любить?) спорить, нужно, пожалуй, в первую очередь небезразличие ко мнению другого, чего во мне, увы, нет. В дискуссиях, как правило, участвую (если участвую) "одномоментно" — в виде одной реплики — и реакция других на нее меня уже не интересует. Атмосфера же юмора, иронии в целом мне очень близка — ведь гегелева диалектика в значительной степени вышла из романтической концепции иронии))

Деррунда:
Чтение каких философских произведений оставило на вас сильное впечатление? Менялись ли ваши взгляды со временем? Есть ли у вас склонность к континентальной философии или аналитической? Так ли велика граница между этими направлениями, на ваш взгляд?

Lucian:
Мои взгляды довольно сильно менялись. По молодости я пытался этому сопротивляться, видел в этом "предательство" — потом узнал об этимологии слова "traditio" и понял, что предавать и передавать суть одно и то же. И что Иуда, в сущности, - покровитель диалектики )) Если сводить философию к противостоянию аналитиков и континенталов, то я из числа последних: дело, наверное, в склонности к литературному творчеству — не вижу ничего дурного в том, чтобы считать философию частью литературы: чтимый мной Густав Шпет хорошо излагал на эту тему (литература как выражение культурно-филоссознания в его цельности и многообразии).

Деррунда:
Встречали ли вы какие-нибудь одиозные философские системы, концепты, побуждавшие задуматься о здравомыслии автора? А шокирующую рецепцию в комментариях?

Lucian:
Из странных систем навскидку вспоминаю Майнлендера и Хорстманна. Но, в сущности, они моему нигилистичному складу ума скорее близки, чем отталкивают.

Деррунда:
Наиболее нравящиеся вам философы и произведения. Кто и что.

Lucian:
источник
Выхинская критика французской мысли
Пользуясь случаем, скажу, что благодаря ВКФМ я узнал о существовании замечательного современного философа Антона Вавилова, прочел те его работы, что нашел в "сети", получив подлинное наслаждение как от содержания работ, так и от формы изложения.

Тейар де Шарден люб мне ещё года с 2010.

Относительно недавно (пере)открыл для себя Александра Кожева — и уже из него исходя и через него — всю эту французскую банду (особенно Лакан полюбился и определенные аспекты структурализма); ну и прочее неогегельянство: Джентиле, отчасти Кроче, Лукач, Лифшиц, Ильенков. Плюс кое-что на грани неокантианства, гегельянства и феноменологии: Шпет, Матвей Каган. Уравновешиваю всю эту "германскую идеологию" периодическим перечитыванием избранных мест из Бердяева, Камю, Чорана.

Ну а учебник Пигрова "Социальная философия" — для моего литературоцентричного сознания образец учебника.

Деррунда:
Спасибо :*
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
2021 July 02
Выхинская критика французской мысли
источник
2021 July 10
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
2021 July 12
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
2021 July 14
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
2021 July 15
Выхинская критика французской мысли
источник