Отрывок.
Философия пабликов
Derrunda (ВКФМ)
Интернет верхний и нижний
Объемы производимого людьми контента в интернете постоянно растут, периодически порождая новые специфические жанровые ниши. Усложнение наших вкусов, адаптирующаяся к новым потребностям реклама — не более чем вершина айсберга, отражающая лишь микроизменения. Локальные перемены затрагивают частные аспекты сетевых форм самовыражения, но если попытаться увеличить масштаб, охватив все или почти все пространство интернета, мы столкнемся с непреодолимыми ограничениями. Виртуальный мир сравнивают с паутиной, хотя гораздо точнее метафора ризомы, воплощающая в себе не некое неизменное состояние, но процессы расширения и насыщения, за которыми стоят действия пользователей, их поиски. Обозреть это пространство невозможно, его не охватить взглядом, но можно приблизиться к его, пусть даже интуитивному, пониманию через различение в его органическом целом двух равнозначных, но разноуровневных инстанций, вложенных одна в другую и составляющих саму сущность интернета.
За рефлексию в интернете и над интернетом обыкновенно отвечает не столько глубокая эссеистика, сколько юмор. Его мишень — персонажи, ситуации, новостные повестки. В центре внимания у мемов и юмористических заметок — сам человек как субъект и объект истории, и за последние 20 лет интернет-сообщество далеко ушло в осмыслении различных типов людей. Речь не идет о пресловутых «бумерах» и «зумерах», актуализированных поколенческим расколом между 1990-ми и 2000-ми, докомпьютерной оффлайновой и онлайновой -культурой. Сам этот раскол, равно как и многие из качеств, приписываемых носителям разных культурных установок, свидетельствует, что значение интернета далеко не исчерпывается крупными новостными порталами, социальными сетями, онлайн-кинотеатрами или ютьюбом с популярными видеоклипами и блогерами. Андеграунд, или нижний интернет, ориентируется не на максимальное число посещений и просмотров, а на желания создателей контента.
Переходя от устройства этой сферы к отдельным ее представителям, можно заметить, что для большинства создателей контента первичен именно акт творчества. Он может сближаться с производством, но даже в этом случае подчинен прежде всего задаче утверждения автором себя в качестве особой воспринимающей и формулирующей инстанции. Первично здесь — заявить о себе как о продолжателе некоей линии преемственностива, зафиксировав собственное понимание набора культурных кодов, их особое прочтение и способ обращения с ними, и одновременно как о том, кто способен актуализировать прежние жанры и нарративы, преодолеть, выговорить их целиком до полного исчезновения и перерождения в минимально значимый для аудитории продукт. Эта линия необъятна, но при этом состоит из множества пересекающихся мелких интервенций, в сумме образующих целые направления, которые, в свою очередь, выходят за горизонт уже состоявшегося, сконструированного в рамках прежних игр с формами и смыслами. Пусть это и происходит в момент создания какой-то локальной шутки для коллектива, друзей, для себя самого — такой акт все равно отразит один из возможных способов человеческого присутствия в мире, соединив субъекта с кем-то другим, внешним.
Так формируются сообщества единомышленников в сети. Через выработку частного мифа, опирающегося на истории, запечатленные в фотографиях, картинках, высказываниях. Шутки, в которых происходит синтез всех этих элементов, образуют уникальный дискурс. Слово «единомышленники» здесь сто́ит понимать буквально — как тех, кто разделяет сходную или даже общую настроенность на мышление, позволяющую использовать культурные коды и верно их считывать, оперируя даже в своих расхождениях общепонятными моделями. Со временем микросообщества разрастаются, поглощаются другими или исчезают — их судьба полностью зависит от пользователей, ведь они существуют лишь покуда что-то значат.
Итак, верхний интернет представляет собой общедоступный информационный фон, сконцентрированный и удерживаемый на самой поверхности популярностью среди массовой аудитории. Он практически лишен саморефлексии, которая нарастает по мере продвижен