Главные мысли из книги Хаима Гинотта «Родитель-Ребенок. Мир отношений»
По первым страницам книги
Хаима Гинотта мне казалось, что ничего нового в ней я не найду. Да, надо признавать и зеркалить эмоции ребенка, бла-бла-бла. В 1965-м это было в новинку, но кого этим удивишь сегодня?
Однако чем дальше читал, тем больше убеждался, что это удивительная, незаслуженно забытая книга.
Гинотт предельно просто описывает философию гуманного родительства и одновременно дает массу практических советов. Помогать ли с домашними заданиями? Как реагировать, если ребенок ворует? Как говорить с ним о сексе и о смерти? Что делать, когда старшие ревнуют к младшим? Об этом вы при желании почитаете в книге. А я лишь расскажу о базовых идеях.
Как общаться с ребенком
• Чаще всего родители говорят с детьми на языке критики и поучений. А детям нужен от нас язык принятия и сострадания. У него два принципа: (1) уважать ребенка, не ущемлять его достоинство; (2) сначала принять чувства ребенка, а уж потом давать советы.
• Главное в общении с ребенком - стремление слушать и слышать. Проявите искренний интерес к его словам и эмоциям. Не отрицайте его чувства и желания. Не высмеивайте. Принимайте все к сведению.
• Цель вашей коммуникации с ребенком - контакт. Реагировать нужно в первую очередь на его чувства, а не на поведение. Если ребенок рассказывает вам о каком-то событии, не выясняйте мелкие подробности - отвечайте на эмоции, которые событие у него вызвало.
• Дети не всегда говорят прямым текстом, им нужно особое внимание. Многие вопросы ребенок задает лишь для того, чтобы получить заверение в поддержке. Когда ребенок рассказывает о том, что его волнует, ему нужна ваша любовь, а не допросы и разглагольствования.
• Говорить с ребенком - это навык, его нужно осваивать. Без него родитель похож на хирурга-недоучку, который оперирует как бог на душу положит, потому что «достаточно любви и здравого смысла».
Как сделать, чтобы ребенок не врал
• Не задавайте вопросов, на которые знаете ответ. Не пытайтесь поймать ребенка на лжи с помощью вопросов-ловушек. Вы лишь унизите его и спровоцируете новую ложь.
• Не путайте ложь с фантазиями, с помощью которых ребенок подсказывает вам, чего хочет и о чем мечтает.
• Не ругайте за правду. Будьте готовы выслушать от ребенка и приятную, и горькую правду. Многие мамы и папы не слушают детей именно потому, что боятся услышать что-то, что им не понравится. Ребенок не станет врать, если будет четко знать, что у него нет необходимости говорить вам неправду.
Отношение к эмоциям
• Эмоции бывают положительными, отрицательными и двойственными. Объясните ребенку, что нормально испытывать любые чувства, в том числе противоречивые. Прямо говорите ребенку о его и своих эмоциях.
• Родители - зеркало детских эмоций: отражая их, мы помогаем детям разобраться в себе. Не будьте кривым зеркалом. Для ребенка важнее знать, какие чувства он переживает, чем понимать, почему он их испытывает. Не обманывайте и не пытайтесь подменить одни чувства другими («Не говори, что ненавидишь братика, ты на самом деле его любишь!») Говорите правду: «Я вижу, ты очень зол на брата».
• Родители тоже имеют право испытывать весь спектр эмоций. Злиться на ребенка - это иногда нормально. Оскорблять или бить ребенка нельзя никогда. Не обязательно быть святым. Просто не прячьте свои чувства, а прямо говоряите о них - без критики и унижения: «Я вне себя от ярости, потому что игрушки разбросаны по комнате». Гнев не следует выражать таким образом, чтобы он нарастал в процессе выражения. Лекарство не должно быть опаснее болезни.
• Эмоции, как реки, нельзя остановить, их можно лишь перенаправить. Пытаться игнорировать вспышки эмоций - все равно что игнорировать стихийные бедствия. Относитесь к ним серьезно и ищите креативные способы направить их энергию в мирное русло.
• Мир в доме не должен зависеть от перемен вашего настроения. Это результат методических сознательных действий: понижайте уровень напряженности, прежде чем она выйдет из-под контроля.
Продолжение завтра