E
Size: a a a
E
TT
TT
..
TN
TN
Ю
N
Весь 2015-й и начало 2016 года мы вели старты «Индрайвера» в России, но основной фокус постепенно сместился на Казахстан, где все без исключения города у нас взлетали, как ракета, один за другим. Схема «Индрайвера» идеально подошла для жизнерадостных и легких на подъем жителей Казахстана, ценящих свободу выбора, возможность экономии и удобство
заказа автомобиля через приложение, вместо голосования на обочине. Всего за какой-то год мы стали компанией No 1 на рынке легковых пассажирских перевозок во всех 17 основных казахстанских городах и по всей стране.
И вот в один прекрасный день в Москве у меня произошла встреча с одной важной пер- соной – человеком, который, по его словам, представлял интересы неких влиятельных лиц в Казахстане. Он мне сказал, что раз мы ведем бизнес в их стране, то нам нужно делиться, пере- давая им половину своей выручки (очевидно, имелось в виду создание некоего совместного предприятия на паритетных условиях), что если мы не пойдем на сотрудничество, то не смо- жем работать в этой стране.
У нас в «Синете» давно сложился твердый принцип – не идти на подобные вещи. Мы никогда не участвовали в коррупционных схемах, много лет избегаем государственных заказов и давно отказались от политической рекламы. И мы избегаем сомнительных налоговых схем. Это не просто разумно в условиях современной России и ближайших стран, но и жизненно важно для безопасного развития компании. Посмотрите на российских предпринимателей, у которых возникают серьезные проблемы, – очень часто это связано с заказами из бюджета, разными откатами и «распилами». Даже когда начинаются коммерческие споры между парт- нерами или акционерами, одна из сторон иногда использует государство, силовиков или нало- говиков как дубинку. Для того чтобы избежать этого, лучше держаться от бюджета подальше и правильно платить все налоги. Тогда вы будете для них как чемодан без ручки, как большой стальной шар – не за что схватиться при всем желании.
Очень важен этический аспект в вопросе с коррупцией. Когда, к примеру, идет «распил» денег, выделенных на лекарства для больниц, это фактически означает отнятие жизни и здо- ровья у людей, включая и детей. Думаю, к этому примеру нечего добавить.
Я понимал, что у нас могут действительно возникнуть в Казахстане серьезные проблемы, но также точно знал из своего опыта, что надо держаться своих принципов и ценностей. В более длительной перспективе это всегда оправдывает себя. Мы дали твердый отказ по посту- пившему предложению. В эти же дни я отказал еще двоим предприимчивым чиновникам сред- него звена из транспортного министерства из Астаны, которые тоже вышли на нас и угрожали проблемами, в случае если мы не наладим с ними некий совместный бизнес.
Забегая вперед, скажу, что через несколько месяцев, с разницей в несколько недель, в Казахстане стартовали Яндекс.Такси и Uber. В то время в России и СНГ они еще были отдель- ными компаниями. В итоге невозможно сказать точно, кто именно инициировал атаку, есть только факт: утром 17 апреля 2016 года все IP-адреса «Индрайвера», под надуманным предло- гом обеспечения безопасности поездок, были внесены в черный список запрещенных IP-адре- сов на территории всего Казахстана. Из этой страны идет один большой магистральный канал во внешний интернет, на нем стоит фильтр в стиле «великого китайского файрвола», в кото- рый иногда вносятся политически неправильные, с точки зрения местных властей, ресурсы типа Википедии или Meduza.io. «Индрайвер», насколько я знаю, стал первым неполитическим ресурсом, попавшим под блокировку. Это было такое своеобразное признание ошеломитель- ного успеха сервиса.
Наше приложение перестало открываться у всех пользователей, пассажиров и водителей на всей территории Казахстана. Одномоментно мы потеряли все поездки в стране, которой гордились и которую считали своим большим успехом. Но они не знали, с кем связались.
N
Мы начали постоянно менять IP-адреса приложения, которые с неприятельской стороны незамедлительно вносились в черные списки, после чего все повторялось. (Позже похожая история произошла с Telegram в России.) Мы отправили нашим пользователям в Казахстане несколько миллионов sms с рекомендациями по использованию VPN, заплатив за это круп- ную сумму sms-провайдеру. Обратились в медиа и к блогерам. Наняли юридическую фирму для обращения в суд и антимонопольный комитет. Блокировка была очевидно произведена с нарушением юридических процедур, без решения суда, на основании сомнительного приказа отдельно взятого департамента. Мы также начали официальные переговоры с комитетом по транспорту в поисках легального выхода из сложившейся ситуации.
Мы делали и нетривиальные вещи. К примеру, зная, что блокировки ведутся из опреде- ленного здания в правительственном квартале в Астане, программисты вычисляли смартфоны тех, кто это делал, и при очередном внесении наших IP в черный список с этих смартфонов все выглядело так, будто приложение не открывается. При этом у всех остальных «Индрайвер» прекрасно работал.
В итоге уже месяца через 2–3 накал блокировок стал спадать. Чиновникам просто надо- ело, плюс они видели, что от нас идет токсичный для них информационный шум. Кроме того, никто не шел к ним на поклон, предлагая то, чего они ждали. Примерно через полгода мы восстановили объемы, которые были перед блокировкой, и продолжили рост. Окончательно снять блокировку на официальном уровне мы смогли только через два года, по линии антимо- нопольного законодательства. Мы выиграли еще одну неравную битву с превосходящим нас по силе неприятелем. Так и бывает, когда правда и справедливость на твоей стороне и ты не сда- ешься. И ты, и команда становитесь более зрелыми и сильными в результате подобных исто- рий. Поэтому хоть и не нужно специально искать такие проблемы, но не стоит и бояться их.
KТ
Мы начали постоянно менять IP-адреса приложения, которые с неприятельской стороны незамедлительно вносились в черные списки, после чего все повторялось. (Позже похожая история произошла с Telegram в России.) Мы отправили нашим пользователям в Казахстане несколько миллионов sms с рекомендациями по использованию VPN, заплатив за это круп- ную сумму sms-провайдеру. Обратились в медиа и к блогерам. Наняли юридическую фирму для обращения в суд и антимонопольный комитет. Блокировка была очевидно произведена с нарушением юридических процедур, без решения суда, на основании сомнительного приказа отдельно взятого департамента. Мы также начали официальные переговоры с комитетом по транспорту в поисках легального выхода из сложившейся ситуации.
Мы делали и нетривиальные вещи. К примеру, зная, что блокировки ведутся из опреде- ленного здания в правительственном квартале в Астане, программисты вычисляли смартфоны тех, кто это делал, и при очередном внесении наших IP в черный список с этих смартфонов все выглядело так, будто приложение не открывается. При этом у всех остальных «Индрайвер» прекрасно работал.
В итоге уже месяца через 2–3 накал блокировок стал спадать. Чиновникам просто надо- ело, плюс они видели, что от нас идет токсичный для них информационный шум. Кроме того, никто не шел к ним на поклон, предлагая то, чего они ждали. Примерно через полгода мы восстановили объемы, которые были перед блокировкой, и продолжили рост. Окончательно снять блокировку на официальном уровне мы смогли только через два года, по линии антимо- нопольного законодательства. Мы выиграли еще одну неравную битву с превосходящим нас по силе неприятелем. Так и бывает, когда правда и справедливость на твоей стороне и ты не сда- ешься. И ты, и команда становитесь более зрелыми и сильными в результате подобных исто- рий. Поэтому хоть и не нужно специально искать такие проблемы, но не стоит и бояться их.
N
А. Томский. «InDriver: От Якутска до Кремниевой долины»
N
SR
N
В начале 2018 года мы провели второй конкурс красоты «Мисс Виртуальный Казахстан». Выставив в качестве суперприза автомобиль Nissan, мы получили более трех тысяч фотогра- фий девушек со всей страны. Поместив эти фотографии в приложение на голосование, мы обрели в лице участниц конкурса огромную армию промоутеров, которые энергично агитиро- вали свое социальное окружение устанавливать «Индрайвер» и отдать за них голос. Все это дало нам сотни тысяч новых установок приложения в стране. Эффективная, многократно про- веренная на «Мисс Виртуальной Якутии» механика сработала и здесь.
Команда для усиления медийного охвата конкурса решила повторить наш прежний вирусный трюк с переодетым мужчиной. Нашли парня, который в результате макияжа и фото- сессии в женской одежде предстал в образе соблазнительной девушки, за которую энергично голосовали казахстанцы. Снова, как много лет назад в Якутске, организаторы за день до финала объявили о том, что в составе финалисток обнаружен мужчина и что он дисквалифицируется. Парень еще оказался с талантом пиарщика: он заявил, что это как бы была акция протеста против искусственной красоты и за возвращение к натуральности. Гениально!
Мы ожидали вирусного эффекта в Казахстане и, возможно, в постсоветском медийном пространстве, но внезапно волна публикаций прокатилась по всему миру, от британских табло- идов до новостных агентств Южной Америки и Австралии. За 10 лет с момента использования этой шутки в Якутии в мире развились соцсети и мессенджеры, и сила вирусного распростра- нения на этот раз оказалась намного сильнее. По подсчетам наших маркетологов, суммарный объем контактов акции составил порядка 400 миллионов человек. И это по цене одной фото- сессии! Удачная вирусная акция может дать колоссальный охват, хотя в то же время это на редкость непредсказуемый инструмент.
История с конкурсом «Мисс Виртуальный Казахстан» – проявление креативности команды «Индрайвера». Сложно переоценить значение креатива и творчества при развитии бизнеса. При этом лучше всего креативный подход работает, как это на первый взгляд ни зву- чит парадоксально, в сочетании с системностью. Креативить – и при этом считать все ключе- вые показатели. Предоставлять команде свободу творчества, одновременно строить работу по равномерным циклам.
Y
N
N
В конце октября компания «Индрайвер» начала бета-старт города Большого Яблока, как часто называют Нью-Йорк. И снова мы с учащенным сердцебиением смотрим на первые цифры количества установок приложений, регистраций, заказов и поездок. И снова видим быстрый рост с самых первых дней! Команда и я сам из состояния волнения и переживаний начали переходить в оптимистическое и радостное настроение, предвкушая новый большой успех.
Но почти сразу вслед за этим мы были отправлены в нокдаун. Началось все с того, что мы заметили, что целая группа пассажиров совершает поездки по 5–15 раз в день. Это странно, обычно таких пассажиров немного, и самые активные из них ездят максимум 3–5 раз в день. Затем, примерно через неделю, мы получили первые чарджбэки от банков, число которых быстро росло. Чарджбэки – это когда владелец карты заявляет банку, что он не санкциониро- вал тот или иной платеж, и требует вернуть ему деньги, списанные с его карты. Мы быстро провели расследование и обнаружили, что значительная часть поездок в Нью-Йорке оплачи- вается украденными картами! Какая-то неизвестная нам группа лиц оптом покупала в Дарк- нете, серой зоне интернета, номера украденных карт и оплачивала ими поездки в «Индрай- вере». Причем поездки совершались в реальности, и водители были самые разные. Они нам описывали этих пассажиров как очень молодых людей, почти подростков, в основном афро- американцев. Начинали и заканчивали они поездки, как правило, в неблагополучных районах Бруклина, одного из пяти боро (районов) Нью-Йорка.
Мы столкнулись с масштабной и хорошо организованной фрод-атакой.
Y