Что делать, если дебиторка растёт?
Добриднюк Сергей
Дать звездюлей юристам и продажникам за такие договора. Я серьезно. Потому как знаю крупные конторы, принципиально кидающие маленьких исполнителей. На вопрос - а не стыдно - ржут. да еще и рассказывают - что пусть даже эта малявка и в суд подает. но во первых она имеет шанс до суда и не дожить с такими убытками. А во вторых - малявка сдуру подписалась под таким договором, который сочиняли их ушлые юристы - что шанса оспорить его в суде ноль. А у малявки даже юриста нет или мысли, что тексты договоров надо смотреть под лупой.
Шведов Александр
Ооо, мы на ДЗ не одну собаку съели ) Если ей не заниматься, или отдать на откуп бухгалтерии или финслужбе, то сложатся все условия для ее дальнейшего увеличения. Последние вообще действуют в целях налогового агента и скорее необходимое зло для бизнеса, нежели чем помощники )
Нужно понимать, что работа с ДЗ должна быть системно встроена в процессы компании и рутинно повторяться изо дня в день, т.к. миллион сегодня и миллион завтра - имеют разную стоимость в деньгах. Из этого следует, что в договорах, должны крепиться сроки платежей и ответственность за просрочку.
А далее вводим, простые как автомат Калашникова, действия.
Для начала по каждому контрагенту в CRM фиксируем выставленные акты и счета с указанием срока платежа по условиям договора.
Продажникам и сопровожденцам клиентов включаем показатель ДЗ в KPI - они должны быть постоянно в контакте с заказчиком и обязаны вносить в ту же CRM комментарии по сроку платежа по каждому акту и счету, особенно, если платежная дисциплина у заказчика хромает. Так с одной стороны повышаешь дисциплину внутренней работы с ДЗ, с другой стороны становится понятно куда развивается ситуация по погашению ДЗ. На этом этапе может выясниться много удивительных вещей: бухгалтер Маша не выставила счет в срок, потому что в этот момент ваяла отчетность для налоговой по отчетному периоду. Или продажник Петр не отправил счет заказчику, потому что неделю мотался по встречам, а потом ушел в отпуск. Все это полезные и важные дела, но в результате деньги пришли не вовремя. Сколько денег потеряли - посчитайте по средней кредитной ставке на сумму неполученных средств. Хорошо, если другие проекты вывозят появившуюся нагрузку, а если нет - добро пожаловать в кассовый разрыв.
Указанные выше простые действия являются фктически основой для составления календаря входящих поступлений и в связке с KPI и вовлеченостью продажников-сопровожденцев дает достаточно точный прогноз поступлений по датам. Кассовый разрыв в такой ситуации становится вещью из разряда "не, не слышали".
Дальше смотришь на все то, что влияет еще оборачиваемость и атоматизируешь все то, со своей стороны, что влияет на сроки выставления актов и счетов. В идеале счета и акты должны генериться автоматом в сроки, указанные в договоре и закрепленные в календаре. Если фачится срок платежа - генеришь сообщения о появившейся ДЗ, в 2-3 шага с эскалацией к договору - это мягко приучает к платежной дисциплине заказчика.
Дальше ставишь кредитный лимит (если применимо) к заказчику. Внутреннее понимание до каких пор ты готов кредитовать. По его его исчерпании - стопим работы и подключаем юристов для написания досудебных претензий и пытаемся решить миром процесс урегулирования задолженности. Получили гарантийку и с вами рассчитались - ура. Нет - идем в суд!
Т.о. за годик более-менее плотной работы дебиторка становится управляемой, мягкой и пушистой. Удачи!