Size: a a a

В самой крайней точке бытия

2017 September 24
В самой крайней точке бытия
ШЕСТЬ ЗАПОВЕДНИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Чукотка.

«Берингия» — один из самых отдаленных охраняемых природных парков России. Дело в том, что национальный парк расположен в пяти частях Чукотки, а передвигаться между ними можно только по воздуху. На посещение этого места можно смело выделить месяц или даже два, потому что ваши передвижения по островам будут зависеть от изменчивой погоды, а не от ваших планов. Поскольку парк находится в пограничной зоне, нужно подать заявку на его посещение. Лучше заняться этим за полгода до путешествия.

Самые известные острова парка — Аракамчечен и Итыгран. На первом находится одно из самых крупных лежбищ моржей на Чукотке, на втором — древние сооружения из костей гренландских китов. Китовая аллея построена из челюстных костей, размеры которых достигают семи метров. По древней легенде, это место использовалось эскимосами как святилище. Эскимосов тут, кстати, осталось не так много — около двух тысяч человек.
Погода в «Берингии» суровая — чукотское побережье относится к самым ветреным районам России. В этом краю всегда прохладно и влажно, поэтому первое, о чем нужно подумать, планируя путешествие, — это сапоги и непромокаемый плащ. На самих островах погреться будет негде, разве что около горячих природных источников или в домах местных жителей уже по возвращении.

«Берингия» — это идеальное место для того, чтобы почувствовать себя на краю земли в прямом смысле этого слова. Покинув поселок Провидения, вы можете долго ехать на мотоцикле по бескрайней тундре и не встретить ни души. (Остальные 5 заповедников ДВ можно посмотреть по ссылке👇)

 https://nadv.ru/story/zapovedniki/
источник
В самой крайней точке бытия
На реках Чукотки завершается навигация для маломерных судов. Подготовьте плавательные средства к консервации.

Ровно неделя осталась до завершения навигации для маломерных судов на реках Чукотского автономного округа.
В соответствии с распоряжением Правительства Чукотского автономного округа №284-рп от 05 июня 2009 года «О сроках навигации для плавания маломерных судов на водных объектах Чукотского автономного округа» навигация для плавания маломерных судов 1 октября завершается навигация для маломерных судов на реках Чукотского автономного округа.
После закрытия навигации выход маломерных судов на водные объекты запрещен! В соответствии со статьей 11.8 КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации судов» в случае выхода маломерных судов на водные объекты с момента закрытия навигации судоводители будут нести административную ответственность.
Сотрудники ГИМС советуют: по завершению навигационного периода необходимо провести тщательное обслуживание и консервацию маломерных судов, определить их на зимнее хранение.
После закрытия навигации маломерные суда должны храниться на берегу, в специально отведенном для этого месте или помещении. При отсутствии помещения разрешается хранение маломерных судов на открытом воздухе под навесом или накрытыми брезентом. Подвесные лодочные моторы, оборудование, предметы снабжения с маломерного судна снимаются и после проведения инвентаризации и ремонта консервируются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Хранение на берегу маломерных судов, заправленных ГСМ и водой, запрещается.
Для длительного хранения подвесного лодочного мотора (ПЛМ), консервация производится следующим образом:
1. Поставить ПЛМ в рабочее положение.
2. Снять электропровода со свечей.
3. Отсоединить шланг подачи топлива от ПЛМ.
4. Слить топливо из бака и из карбюратора. Промыть бак чистым бензином.
5. Слить воду из системы охлаждения.
6. Протереть наружную поверхность ПЛМ насухо, а затем масляной тряпкой. 7. Снять гребной винт.
8. Слить смазку из редуктора и промыть редуктор промывочным маслом.
9. Заполнить редуктор винта свежей смазкой, покрыть вал гребного винта тонким слоем смазки, поставить на место гребной винт.
10. Смазать шестерни передачи механизма блокировки зажигания густой консистентной смазкой.
11. Вывернуть свечи зажигания и установить ПЛМ свечными отверстиями вверх.
12. Законсервированный ПЛМ хранить в сухом помещении.
Перед зимней «консервацией» резиновой лодки, её необходимо:
1.Тщательно очистить от песка, грязи, рыбьей чешуи, водорослей и пр.
2. Мягкой тряпкой вычищать углы, между дном и бортами лодки.
3. Просушить лодку.
4. Лодку положить на сухую ровную поверхность и спустить.
5. Складывать лодку, стараясь не трамбовать ее, чтобы не было резких перегибов.
6. Хранить лодку желательно при температуре 15-20 градусов, но ни в коем случае нельзя оставлять её в неотапливаемом помещении.
7. Два-три раза в течении зимы рекомендуется разложить и снова собрать лодку. При этом перегибы должны располагаться в других местах, поскольку в линиях складок, особенно старой резины, чаще всего образуются микротрещины.
Проделывая эти несложные процедуры, вы значительно увеличиваете сохранность и срок службы своего водного транспорта.
Для владельцев маломерных судов, территорий, где продолжается навигация, сотрудники ГИМС советуют уделять особое внимание за соблюдением правил безопасного пользования водными объектами для плавания маломерных судов Чукотки и недопущения происшествий.

 http://vostoka.ru/na-rekah-chukotki-zavershaetsya-navigatsiya-dlya-malomernyih-sudov-podgotovte-plavatelnyie-sredstva-k-konservatsii
источник
В самой крайней точке бытия
Жители чукотских сел получили бесплатный доступ к Интернету. В 28 населенных пунктах округа заработали точки доступа Wi-Fi. Как пояснил начальник окружного Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Андрей Быков, работа по обеспечению населения качественным интернетом ведется по поручению губернатора с 1 сентября и еще не завершена.
Под действие программы не попали малонаселенные села, а также Анадырь, Певек, Билибино и Угольные Копи. Полноценный запуск во всех 140-ка точках планируется осуществить к началу октября.
источник
В самой крайней точке бытия
Ребенок скончался на борту самолета Анадырь - Москва, экстренно севшего на Ямале

22 сентября, 19:33

Ребенку, по предварительным данным, было семь дней

МОСКВА, 22 сентября. /ТАСС/. Младенец скончался на борту самолета Анадырь - Москва, экстренно севшего в аэропорту Салехарда (Ямало-Ненецкий автономный округ). Об этом сообщили корреспонденту ТАСС в пресс-службе управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу.
"Самолет, летевший из Анадыря в Москву, экстренно сел в Салехарде из-за того, что новорожденному ребенку стало плохо. В аэропорт была вызвана карета скорой помощи, но, к сожалению, ребенка спасти не удалось", - сообщила собеседница агентства.
Также в пресс-службе пояснили, что ребенку, по предварительным данным, было семь дней.
По данным ГУ МЧС по региону, сейчас с родственниками младенца работают психологи МЧС.
По факту гибели ребенка следователи уральского СУ СК РФ на транспорте начали проверку.
"Следственными органами проводится доследственная проверка по факту смерти младенца в аэропорту города Салехарда. По предварительным данным, 22 сентября 2017 года в вечернее время в аэропорту города Салехарда совершило вынужденную посадку воздушное судно, выполнявшее рейс Анадырь - Москва, на борту которого стало плохо со здоровьем новорожденному ребенку. После многочисленных реанимационных мероприятий, проводимых бригадой медиков в аэропорту города Салехарда, ребенок скончался", - отметили в ведомстве.

http://tass.ru/proisshestviya/4585775
источник
2017 September 25
В самой крайней точке бытия
Новые школьные автобусы поступят в ближайшее время на Чукотку

Новая техника уже отправлена из Владивостока на теплоходе «Юрий Тарапуров». По словам заместителя Губернатора, начальника Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа Андрея Боленкова, в регион будет доставлено 5 школьных автобусов.
Напомним, техника была закуплена Минпромторгом у крупнейшего автопроизводителя ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» и транспортирована во Владивосток в ноябре 2016 года, где ожидала начала навигации на складах представительства завода.
Автобусы, предназначенные для Чукотки, вмещают 10-12 пассажиров. Первыми технику получат Анадырь и Угольные Копи, также автобусы будут доставлены в Билибино, Лаврентия и Провидения. Дольше всего автобус будет «добираться» до города атомщиков – сначала машину привезут в Певек, а потом перегонят в Билибино.

http://vostoka.ru/novyie-shkolnyie-avtobusyi-postupyat-v-blijayshee-vremya-na-chukotku
источник
В самой крайней точке бытия
На Чукотке пройдёт отчетная конференция Ассоциации коренных малочисленных народов

30 сентября в Анадыре президиум региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки» проведёт XVI ежегодную отчётную конференцию.
По данным Управления по делам коренных малочисленных народов Чукотки, в конференции примут участие представители из всех районов округа.
В проект повестки вошли вопросы, посвященные отчётам о деятельности организации за 2016 год, планы на ближайший период и внесение изменений в устав. Запланировано проведение круглого стола «Коренные народы и особо охраняемые территории: роль во взаимном развитии и перспективы сотрудничества».
В рамках конференции также состоится рабочее совещание по перспективам развития традиционных отраслей хозяйствования в Чукотском автономном округе, семинар «Развитие Чукотки: новые возможности», а также торжественное заседание Совета старейшин.
Кроме того, в  библиотеке имени Тана-Богораза состоится презентация книг Идеи Куликовой, Нины Емельяновой и Владилена Кавры.
В заключительный день работы в рамках конференции, 2 октября состоится встреча делегатов с Правительством Чукотского автономного округа.

http://vostoka.ru/na-chukotke-proydet-otchetnaya-konferentsiya-assotsiatsii-korennyih-malochislennyih-narodov
источник
В самой крайней точке бытия
Всем спасибо! Рад что большинству устраивает!🙂
источник
В самой крайней точке бытия
Сотрудники МЧС и представители ОНФ убрались на косе Святого Александра

25сентября 2017, 10:36

Акцию «Чистый берег» провели в субботу, 23 сентября, года сотрудники окружного управления МЧС совместно с активистами регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Субботник организовали в окружной столице на косе Святого Александра, сообщает ИА «Чукотка».

Акция собрала около 40 участников, многие пришли вместе с детьми. Коса Святого Александра была выбрана как часто посещаемое жителями и гостями Анадыря место. Активисты очистили берег от бытовых отходов, обрывков веревок, сетей, ветоши, кусков проволоки. Участники субботника выразили надежду, что после наведения порядка отдыхающие будут поддерживать чистоту в этом месте.

Напомним, что в начале лета представители ОНФ уже проводили субботник на косе Святого Александра совместно с представителями Анадырской и Чукотской епархии, ветеранами и сотрудниками органов внутренних дел. Тогда с береговой зоны исторического места активисты собрали порядка 30 мешков мусора.

http://www.prochukotku.ru/20170925/4208.html
источник
В самой крайней точке бытия
В Китай отправят вторую партию коксующегося угля из Беринговского

25сентября 2017, 11:34

45 тыс тонн коксующегося угля с месторождения Фандюшкинское поле отправят в Китай – накануне к морскому порту подошло судно Santa Nikolas («Святой Николай»), которое после загрузки отправится в КНР. Балкер стал уже четвертым судном текущей навигации в порту Беринговский, ранее твердое топливо отправили в КНР, Тайвань и Японию, сообщает ИА «Чукотка» со ссылкой на газету «Крайний Север».

Как сообщил директор по портовой деятельности ООО «Берингпромуголь» Сергей Кеслер, Santa Nikolas вошел в бухту Угольную вечером 17 сентября. В этот день портовики как раз завершили погрузку третьего судна Densа Seal, которое повезло в Японию 31 тыс тонн угля. Отгрузка твердого топлива на Santa Nikolas началась на следующий день. Первая партия беринговского угля в 40 тысяч тонн отправилась на экспорт в июле текущего года на балкере «Ахиллес» так же в КНР.

«Мы обрабатываем самую крупную экспортную партию нынешней навигации. Судя по всему, покупатели – предприятия топливно-энергетического комплекса Китая – остались довольны качеством продукта и потому закупают у нас уже вторую партию. Планируем завершить погрузочные работы в первых числах октября. Пока что идем в графике, но все будет зависеть от ситуации на море. Также надеемся, что в октябре к нам подойдет крайнее судно навигации, которое возьмет еще 20-30 тысяч тонн угля», - рассказал господин Кеслер.

Напомним, что условия морского порта Беринговский позволяют осуществлять погрузку и разгрузку крупных судов только на рейде. Уголь на них доставляется с помощью барж класса СПП, которые берут за один раз на борт около 120-130 тонн угля. В случае сильного волнения эти суда не могут подойти к балкерам, и в этой ситуации портовики вынуждены временно приостанавливать работы.

Также Сергей Кеслер отметил, что с учетом темпов работ на плановые 200 тыс тонн, которые «Берингпромуголь» был намерен отгрузить в нынешнюю навигацию, предприятие пока не выходит. Скорее всего этот показатель будет скорректирован до 180 тыс тонн.

 http://www.prochukotku.ru/20170925/4209.html
источник
В самой крайней точке бытия
Прокурор Провиденского района в судебном порядке добивается ликвидации несанкционированных свалок

Прокуратура Провиденского района в деятельности администрации Провиденского городского округа выявила нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок.
Установлено, что в границах городского округа расположено несколько участков местности, захламленных различным мусором.
Например, на территории с.Новое Чаплино на земельном участке размерами 200 на 100 метров складированы пустые металлические бочки от ГСМ, различные трубы и емкости, запчасти от техники, строительный мусор.
Еще три похожих свалки расположены в с.Новое Чаплино и одна – в районе с.Нунлигран.
При этом, несмотря на требования действующего федерального законодательства, администрацией Провиденского городского округа мер по ликвидации несанкционированных свалок не принято.
В связи с этим, с целью устранения нарушений в области охраны окружающей среды, действуя в интересах неопределенного круга лиц, прокурор района обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении на него обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов.
Иск прокурора принят к производству и находится на рассмотрении.

http://vostoka.ru/prokuror-providenskogo-rayona-v-sudebnom-poryadke-dobivaetsya-likvidatsii-nesanktsionirovannyih-svalok
источник
В самой крайней точке бытия
Вопросом ввода в эксплуатацию взлётно-посадочной полосы в Анадыре заинтересовались активисты Народного фронта Чукотки
В рамках мониторинга недостроенных объектов в округе, общественники выехали на место строительства взлетно-посадочной площадки в Анадыре, где вместо законченного объекта, обнаружили строительный полуфабрикат.
В 2014 году Управлением капитального строительства Чукотского автономного округа, на электронной площадке zakupki.gov.ru был размещен, а после заключен госконтракт на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Взлетно-посадочная площадка «Анадырь Окружной» для обеспечения взлетно-посадочных операций малогабаритных воздушных судов (самолетов). Окончание работ по данному контракту — 30 сентября 2016 года, а их стоимость составляет 629 993 740,00. Именно такая сумма указана при размещении закупки № 0188200000414000482. Не смотря на окончание срока госконтракта в 2016 году, ВПП в Анадыре до сих пор не введена в эксплуатацию.
За разъяснением ситуации, по каким причинам взлетно-посадочная площадка «Анадырь Окружной» не работает, а также когда данный объект будет введен в эксплуатацию, общественники обратились в Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики, а также в Управление капитального строительства.
В ближайшее время по данному вопросу на площадке Народного фронта Чукотки состоится расширенное заседание рабочей группы «Честная и эффективная экономика».
источник
В самой крайней точке бытия
Сергей Кавры и его упряжка

Рейсовый вертолет, старательно молотя воздух лопастями, держит курс на север. Почти два часа лета, и следует посадка в маленьком национальном селе Ванкарем, что притулилось к берегу замерзшего в эту пору Чукотского моря. Здесь мне пребывать две недели, до следующего рейса.
Где пристроиться жить, вопроса не возникает, у вертолетного трапа меня встречают добрые знакомые – братья Кавры. Младший из них – Сергей – в свои тридцать лет пока холостякует, и в его домике постоянно кто-нибудь обитает из заезжего народа. Сейчас гостевой диван занимает его старший брат Владилен, прибывший на снегоходе из Амгуэмы – проведать родных. Поэтому мне достается раскладушка. Но вскоре старшой уезжает домой, и я иду «на диванное повышение»: переселяюсь на диван.
Через несколько дней Сергей запланировал съездить разведать на собачьей упряжке, не открылось ли на море где-нибудь разводье. Пообещал и меня взять проветриться. Жду.
...Сергею упряжка досталась по наследству от отца. Сызмальства он привык к собакам и, хотя имеет снегоход, без упряжки себя не мыслит. К тому же, являясь профессиональным охотником, он предпочитает на промысел отправляться именно на собачьей упряжке. По словам Сергея, с четвероногими друзьями он чувствует себя спокойнее: выручат в любой передряге. И, в отличие от снегохода, протащат нарту через самые, казалось бы, непроходимые места. Немало тому примеров может привести любой каюр. Интересные и захватывающие случаи имеются и в личной практике Сергея. Например, один раз на него неожиданно из-за тороса набросился белый медведь, если бы Сергей сам вовремя не среагировал и собачки не кинулись на его защиту, все кончилось бы плохо...
Наконец, сегодня едем на море. На дворе студеная чукотская весна: много времени уходит на подготовку и утепление фотоаппаратуры. В очередной раз ей предстоит испытать экстремальные перегрузки. Смешно смотрится японская супертехника в меховых чехольчиках, самолично скроенных из старенькой цигейковой шубки сына. Но без подобной одежки, что вдобавок подогревается каталитическими грелками, «японцы» задубеют на двадцатиградусном морозе уже через полчаса. А ведь, помимо холода, нежной электронике придется целый день колотиться по бездорожью снежных застругов и торосов. А насколько успел заметить, на нартах рессор не предусмотрено. В общем, живо представляя, что ждет впереди, укладываю фотоаппаратуру в кофр со всевозможным тщанием.
Солнышко поднялось уже высоко, но Сергей не торопится, мол, успеем: быстро проедемся и обратно. Наконец, он натягивает поверх меховой одежды традиционную для береговых охотников белую камлейку, давая понять: пора на выход. Как будто в подтверждение тому, что и правда пора, с улицы в окошко заглядывает любопытная морда собаки по кличке Моменто. Забавно склонив голову набок, пес словно спрашивает: скоро вы там? Все-все, выходим.
Поставить собак в упряжку – дело нескольких минут, процедура недолгая, но шумная. Молодые собаки при виде хозяина с упряжными алыками в руках устраивают настоящее представление: истошно лая и повизгивая, они рвутся занять свое место в упряжке. Только несколько из тех, что постарше, не в пример нетерпеливой молодежи, ведут себя степенно, спокойно ожидая своей очереди.
Особенно невозмутим вон тот лохматый красно-рыжий пес флегматичной наружности – Амано. Лежа наблюдая за происходящим, он всем видом выражает свое пренебрежение к происходящему. Почувствовав чужой взгляд, Амано неторопливо повернул голову в мою сторону. В его все понимающем взгляде читаю: «И тебя придется везти? Вот еще навязался на нашу голову»...
- Ну что, поехали? – спрашивает Сергей, усаживаясь поудобнее. – Тогда держись крепче.
В подтверждение его слов, упряжка из семи собак рванула так, что, не последуй совету каюра, я запросто бы вылетел с нарт. Собаки понеслись с места в карьер, легко таща нарту, на которой только один корреспондент со своей шубой и фотопричиндалами весит, наверное, больше сотни кило.
источник
В самой крайней точке бытия
Заскучав сидя на привязи, братья наши меньшие стараются изо всех сил. Да так, что из-под полозьев летит снежная пыль. Уже далеко позади остались и Ванкарем, и одноименный мыс. Меж тем узкая дорога-тропа, накатанная ванкаремскими охотниками среди заснеженных морских торосов, безбожно петляет, словно запутанный заячий след. Маяк, возвышающийся темной пирамидкой на самом окончании мыса, по идее, должен оставаться всегда сзади, но перемещается то влево, то вправо, а то внезапно оказывается прямо по курсу.
Едем, едем... Открытой воды нигде не видно. Вокруг лишь белое однообразие ландшафта, да над головой бездонная голубизна неба, в котором лучится ослепительное солнышко. Бог его знает, сколько мы уже наплутали по замерзшему морю – на нартах, помимо рессор, нет и спидометра. Но, если без шуток, транспортному средству Сергея надо отдать должное: сделано на совесть. Соединения деревянных деталей нарты, по большей части связанные веревочками, под нагрузкой лишь «играют». Благодаря этому, конструкция как бы ее ни било и ни колотило на рытвинах и ухабах, успешно выдерживает все деформации. Причем, несмотря на то, что это уже третья модификация, Сергей каждый раз, перестраивая нарту, использует одни и те же железные дуги, доставшиеся ему от старой отцовской нарты.
Дорога накатанная, и собаки самостоятельно бегут по ней, не сворачивая, каюру остается преспокойно смотреть по сторонам. Единственное, там, где дорога раздваивается и от нее уходят ответвления в сторону, Сергей подсказывает передовикам куда двигаться.
«Поть – поть – поть!» – быстрой звонкой скороговоркой командует он повернуть собакам вправо. И чем больше этих «поть», тем круче требуется сделать поворот. А когда необходимо взять влево, звучит команда: «Кр-р-хы ‑ кр‑хы!». Правда, за точность воспроизведения на бумаге этого низкого, слегка скрипящего горлового звука совсем даже не ручаюсь. Когда же я попытался изобразить его голосом, получилась такая абракадабра, что Сергей, услышав мой «вокал», просто покатился со смеху.
источник
В самой крайней точке бытия
Но тут снова потребовалось скорректировать направление, и его внимание переключилось на собак. Последовало соответствующее распоряжение упряжке, но одна из двух передовых собак перепутала лево-право, кинулась не в ту сторону, куда требовалось. Упряжка заметалась на месте...
- Поть – поть – поть! – настойчиво повторяет каюр, – поть – поть!
Но передовика словно зациклило...
- Корась! Ты что тупить вздумал! – рассердился Сергей. – Еэ-ээ! – требовательно крикнул он, и упряжка послушно замерла. Воткнув тормозной остол в снег, Сергей решительно направился к провинившейся собаке, наставлять ее на путь истинный.
Тут, к слову сказать, насколько я понял, взаимоотношения каюров и их упряжек всегда основываются на насилии человека над собаками. Попросту, если собака, по мнению человека, провинилась – ее бьют. Таким образом каюры и добиваются от животных беспрекословного подчинения.
Вот и сейчас последовало короткое наказание, правда, больше для острастки. Удар – собака испуганно взвизгнула, в страхе съежившись, припала к снежному насту. Остальные в опасении, как бы и им не перепало, с тревогой и подобострастием поглядывают на хозяина. Но вот он вернулся к нарте, и упряжка облегченно встряхнулась, всем своим видом выказывая готовность выполнить любую волю человека.
«Тага-м...» – не успел каюр договорить команду, а собаки уже бросились вперед.
– Молодой еще Корась, – словно оправдывая ошибку собаки, повернувшись, объяснил Сергей. – Дай срок, из него получится хороший передовик. Он еще щенком в своем выводке выделялся бойкостью и сообразительностью.
– Смешная кличка у пса, – бурчу вместо ответа, сам стараюсь в это время поменять положение занемевшего от долгого сидения в одной позе тела. При этом надо умудриться не свалиться с нарты, что на ходу то и дело подпрыгивает на колдобинах. – А то, что у каждой собаки свой характер, это точно! – Наконец усевшись поудобнее, перевожу разговор в философское русло: – Вот, наверно, и у тебя в упряжке кто-то более работящий, а другой, может, и с ленцой...
– У меня все работают, – скептически хмыкнул каюр.
– Ага! Особенно задний пес, – подтруниваю над последним заявлением Сергея. – Смотри, у него даже потик провис, совсем не тянет.
– Ничего! – заступился хозяин за собаку. – Это Кыет. Он самый старший из трех собак, оставшихся от отцовской упряжки. Понятно, ему трудно за молодыми угнаться, но, когда те подустанут, вот увидишь, и он потянет. Кыет – трудяга! Хотя в возрасте, он как минимум еще пару лет побегает в упряжке. А потом на почетную пенсию, отдыхать...
источник
В самой крайней точке бытия
Тут дорогу преградила темная полоса недавно замерзшего разводья. Местами на нем даже мокрели пятна выступившей на поверхность воды. Собаки сбавили ход, а потом и вовсе остановились, явно опасаясь пересекать препятствие. Сергей и не гнал их. Не спеша подошел к застывшей трещине, постоял, оценивающе разглядывая молодой лед. Потом с размаху сильно ударил пяткой по его зеркальной поверхности. Раздался треск, лед чуть просел. Еще удар – и в темной воде крохотной лунки закачалось ледяное крошево.
– Совсем недавно подвижка была. Приехали бы сюда вчера, успели бы поохотиться, – с сожалением констатировал Сергей. – Ладно, двигаем дальше, может, все-таки найдем открытое разводье. Что-то мне сегодня очень захотелось свежего нерпичьего мяса.
– Похоже, собаки не горят желанием форсировать трещину?
– Да, боятся, – спокойно подтвердил каюр. – Недавно половина упряжки провалилась под лед... Теперь вот шарахаются. Ну, ничего, со временем это у них пройдет, - сказал Сергей, усаживаясь на нарту. – Ладно, я поеду напрямик, а ты, на всякий случай обойди пешком. Вон там лед побелел, значит уже не меньше десяти сантиметров толщиной – иди смело, – с этими словами каюр с жестким нажимом в голосе приказал собакам бежать вперед. В секунду упряжка перемахнула узкое препятствие. Я же потопал в обход.
Чуть запыхавшись, занимаю привычное место на нарте, и мы едем дальше. Впереди длинный ровный участок, и в награду за мои пешеходные труды Сергей рассказал историю, о которой давеча упомянул.
– Тут на море всякое бывает. В тот раз ехал по молодому льду вдоль самого разводья. Собаки взяли чуть ближе к воде, и с ходу провалились. Я кинулся их вытаскивать, но не успел и шага сделать, тоже нырнул. Под тонким льдом оказался слой мокрого снега. Барахтаться в этом месиве – приятного мало. Хорошо, кухлянка вздулась пузырем и удержала меня на поверхности... В общем, выбрался я быстро. И давай в снегу кататься, чтобы он впитал с меня воду. Пока провозился, провалившиеся собаки так вымокли, что стали тонуть, особенно пушистые. Одни кончики морд остались. Еще немного – и пошли бы на дно. Кое-как их вытащил.
– И как потом домой добирался?
– Нормально! – улыбнулся Сергей. – Прежде еще пару часиков посидел у разводья, ведь обидно, только приехал и на тебе... Обратно поехал когда убил нерпу.
– И что, не холодно было? – живо интересуюсь, с содроганием представляя ледяную купель посреди зимней стылости.
– Внутри почти не промок, только сверху все ледяной коркой схватилось. Потом на сгибах одежда сломалась, и я как робот двигался, – со смехом закончил свое повествование Сергей.
источник
В самой крайней точке бытия
Тут наш путь снова пересекся с длинной грядой торосов. И снова нарту на заносах то и дело бьет о льдины, корежит и ломает. Кажется, еще немного и она развалится. Нарта скрипит жалобно, но держится. Несладко и нам с Сергеем: кидает нарту – подпрыгиваем и мы. При такой езде не успеешь увернуться от предательски торчащего острого ледяного ребра тороса, вдаришься так, что мало не покажется. И встреча с хирургом, считай, обеспеченна.
Но безмерно тяжелее собачкам. Порядком уставшим беднягам приходится упираться что есть мочи: ремни алыков врезались им в шкуры, веревки потиков натянуты, как струны. Вытащив языки и тяжело дыша, собаки, подбадриваемые хозяином, тащат нарту на очередное препятствие...
В глубине моей грешной души просыпаются остатки совести. Соскочив на ходу, прыгаю по торосам вслед за нартой. В этом деле главное – не потерять равновесие на скользком льду.
Собаки, почувствовав облегчение, побежали веселее, а уж мне скучать и вовсе не приходится. Бегу, пыхчу, сзади по спине колотит кофр. И все неплохо бы, только немного тяжеловато без привычки. Хорошо еще, спасают чукотские торбаса: лахтачья подошва скользит, зато обувка настолько легка, словно босиком бежишь. По ходу комментирую свой променад: «Беги, беги, дружок, растряси чуть-чуть жирок. Это тебе не редакционное кресло просиживать, здесь надо ногами шевелить! Прыг-скок... Ой! Только бы не хлопнуться...»
Торосы позади. Тяжело дыша, запрыгиваю на нарты. Уф! Волосы под шапкой взмокли, но стоит ее скинуть, всклокоченная прическа моментально схватывается ледяной корочкой. Снова натягиваю собачью ушанку. И ловлю себя на мысли: «И ездим на них, и шапки шьем...» Но тут же мысль перескакивает на практические рельсы: мол, как там фотоаппараты поживают, не замерзли? Засовываю руку в кофр – тепло! Это просто замечательно! Ведь по мне вся эта суета посреди замерзшего моря оправдывается исключительно фотосъемкой. Это для Сергея важнее нет, чем нерпу подстрелить – это его хлеб. Тем и его предки жили. Моя задача на данный момент увековечить на негативе его нелегкий труд. А трудностей у береговых охотников-промысловиков, как я сегодня успел убедиться, и правда хватает.
Вот и сейчас день идет к закату, а открытой воды мы так и не нашли. Только вдоволь надышались свежим воздухом. Хотя мне-то грех жаловаться: несколько отснятых пленок греют душу фотокорра.
Окончательно убедившись, что сегодня не наш день, Сергей решил поворачивать домой. Но прежде мы устроили небольшой привал.
Какое это блаженство – спокойно посидеть, вытянув ноги, и прихлебывать из кружки горячий чай. Собаки, воспользовавшись короткой передышкой, упали на снег и принялись старательно вылизывать набитые за целый день подушечки лап...
источник
В самой крайней точке бытия
Дорога домой всегда легче.
– Хай – ярай! – то и дело подбадривающе кричит каюр собакам.
Боюсь, что за день достал Сергея бесконечными вопросами, что да как, но работа обязывает, и в очередной раз интересуюсь:
– А что означает «ярай»?
– Домой значит едем. Собаки хорошо эту команду знают, – пояснил Сергей и снова подбодрил упряжку: – Хак-хак... – лохматые, прибавив шагу, перешли на бодрую трусцу.
Меж тем солнечный диск скатывается ниже, ниже. В тускнеющем свете все вокруг приобрело красновато-розовый оттенок. Еще немного, и солнышко вовсе спряталось за горизонтом. На глазах стали сгущаться сумерки, на потемневшей синеве неба зажглись первые звезды. Они приветливо мерцают в вышине, а мы знай себе катим.
Возвращаемся той же дорогой. Колея та же и торосы те же. Проскакиваем их теперь чуть ли не наугад, а делаем это ничуть не хуже, чем днем. Без ушибов не обходится, но в остальном полный порядок.
Такими темпами мы, похоже, скоро будем в Ванкареме. Вдали появилась тонкая цепочка сельских огней: приободрившаяся упряжка припустила быстрее. Еще немного, и мы на скорости, как будто собаки и не устали, подлетаем к старенькому домику Сергея, стоящему на краю села. Над крышей из трубы струится дымок.
Пока каюр распрягает собак, вхожу в дом. В задубевшее на морозе лицо пахнуло благодатным теплом, исходящим от растопленной печи. Похоже, это мама Сергея, к нашему приезду постаралась. Кроме всего прочего у печи в тазу оттаивает нарубленная моржатина. Значит, Сергей сможет, не затягивая, покормить изголодавшихся за день собак. Да и мы раньше сядем за стол. Спасибо Наталье Ивановне за беспокойство.
И стоит признать, в этой жизни не так уж все и плохо! А местами вообще замечательно!
2003 год

Автор текста и фотографии: Konstantin Lemeshev©
Публикуемых с разрешения автора
источник
В самой крайней точке бытия
Едем, едем... Открытой воды нигде не видно. Вокруг лишь белое однообразие ландшафта, да над головой бездонная голубизна неба, в котором лучится ослепительное солнышко.
источник
В самой крайней точке бытия
Сергей перетягивает крепление нарты
источник
В самой крайней точке бытия
источник