На картине
Франческо Пармиджанино «
Антея» (1530-е, Музей Каподимонте, Неаполь) изображена молодая женщина, одетая в дорогое платье. Такой роскошный наряд могла позволить себе либо знатная дама, либо куртизанка. Почему-то принято считать, что на полотне изображена именно женщина свободных нравов. Внимание искусствоведов и историков моды привлекает горжетка «Антеи» из меха соболя, перекинутая через плечо. Нередко встречаются комментарии, что это не просто красивый меховой аксессуар, а
блохоловка. Исследователи пишут, что такие меховые аксессуары спасали от укусов блох. Якобы мех привлекал насекомых, и они с человека перемещались на шкурку, которую потом вытряхивали. Эта версия звучит неубедительно, потому что блоху привлекает теплота тела, а не шерсть.
На женских портретах XV–XVI веков часто можно увидеть шкурку горностая или соболя, пристегнутую на цепочку к поясу и украшенную драгоценными металлами и камнями. Этот меховой аксессуар назывался «
zibellini» (соболь). Мода на него возникла в Италии, а затем распространилась по Европе.
Известно по музейным экспонатам, что существовали специальные
ловушки для блох, или «с
рамные коробочки». У коробочки было маленькое отверстие, внутрь которого капали мед и кровь, чтобы привлечь насекомое. Блоха, попав внутрь, прилипала к меду и уже не могла выбраться. В России такими блохоловками начали пользоваться с XVIII века. Молодые мужчины в таких коробочках хранили блох, собственноручно пойманных на теле возлюбленной. И как приятное воспоминание носили этот атрибут на теле.
А еще настоящими блохоловками служили маленькие
собачки, которых заводили не столько для развлечения, сколько для отвода насекомых. Это также можно проследить по многочисленным портретам дам с карманными собачками.