Как в Швейцарии прямая демократия обуздала ксенофобию
Мы и чужие! Любой социум должен регулярно отвечать на этот вопрос. Кто такие мы? Кто для нас чужаки? Когда и как чужак становится своим? Хотим ли мы, чтобы чужаки становились своими?
7 июня 1970 года народ Швейцарии решал в стране судьбу итальянских трудовых мигрантов. Это был фактически первый референдум, на который был вынесен вопрос отношений в рамках дихотомии «свой-чужой». Вопрос был актуален, потому и явка на тот июньский референдум составила почти 75%. Это один из самых высоких показателей до сего дня. В итоге на референдуме 54% граждан проголосовали против инициативы о 10-процентом пороге для итальянцев.
За следующие полвека подобные вопросы выносили на референдумы по тем или иным поводам и в той или иной форме по меньшей мере 42 раза. В результате сегодня Швейцария - страна, где миграционный вопрос не является проблемой благодаря тому, что регулируется на основе общенационального консенсуса. Приток рабочей силы из других стран ограничивается квотами. Не вызывает вопросов и межкультурное взаимодействие: на референдуме 2009 года большинство жителей (57,5%) высказались
против строительства минаретов.
Большое счастье, что в Швейцарии есть такой инструмент, как прямая демократия, потому что там, где его нет, возникает больше причин устраивать погромы на улицах. Благодаря прямой демократии люди, озабоченные проблемами своей страны и знающие, что их голос воспринимают всерьез, не превращаются в экстремистов из-за отличной от правительства точки зрения, остаются законопослушными гражданами со своим законным мнением. В итоге со стороны гражданского общества возникает большее доверие к политической системе вообще, и к народным представителям в парламенте и правительстве в частности.