"Человеческая жизнь не беспредельна, я же хочу жить вечно", — написал Юкио Мисима в своей предсмертной записке. Ровно 97 лет назад японский литератор появился на свет, чтобы навечно запечатлеть свой нежно-кровавый след на хрупком теле мировой культуры. Ницше призывал писать кровью, ведь кровь есть дух. Мисима воплотил этот танатический призыв в жизнь.
Сам Мисима любил повторять, что многие писатели пишут о женщинах, потому что у них проблемы с женщинами. Он же не мог не писать о смерти, потому что бы иначе начал убивать прохожих. К счастью, убийствами прохожих занялся кто-то другой, а мир получил изумительного писателя и драматурга.
Смерть и любовь - это, безусловно, магистральные темы творчества Мисимы. В плане их раскрытия японский писатель противоположен доктринальному фрейдизму, при чем не столько логически, сколько эстетически. В этом смысле особняком в его творчестве стоит “Золотой Храм”, основным нарративом которого стала титаническая борьба личности со своей любовью как главной формой зависимости. А настоящая свобода - это исключительный отказ от зависимости, говорит Мисима и сжигает свой золотой храм.
Не менее важной проблемой для японского литератора является тема долга. Причем он ее рассматривает далеко не в юнгеровском смысле. Мисимовский долг в первую очередь придает жизни необходимую остроту и внутреннюю завершенность, обвивая древо судьбы плющом настоящей любви. Вдумчивые читатели культового рассказа “Патриотизм” не дадут соврать.
Конечно, многих волнует гомосексуальная сторона произведений Мисимы. Однако я вас уверяю, что если бы актуальные геи хотя бы чуточку походили на героев японского литератора, то сторонники ЛГБТ уже давно бы захватили мир. Однако этого не произойдет никогда, да и в мисимовской “Исповеди маски” - гомосексуальность главного героя не более чем художественный прием.
Безусловно, с таким набором добродетелей Мисима просто не мог не симпатизировать идеологиям эпохи модерна, времени не титанов, но богов. Потому совсем не удивительно, что его авторству принадлежит пьеса с трогательным названием “Мой друг Гитлер”. Правда, если вы прочтете ее внимательно, то поймете, что из Гитлера вышел не самый лучший друг.
Уже почти век прошел с рождения Юкио Мисимы. Он исполнил свой долг, подарив нам смерть и любовь. Теперь Мисима действительно живет вечно. Нам же остается не ссать и всегда быть готовыми сжечь свой золотой храм дотла. И тогда сегодняшний именник будет нами доволен.