Рубрика #мюсли
Есть очень простой способ отличить журнализм от пропаганды. Журналист сухо и беспристрастно предоставляет факты обеих сторон; дает выводы делать читателям, слушателям или зрителям; с уважением выслушивает аргументы противоположных точек зрения.
Пропагандист же представляет вопрос однобоко, ангажирует точки зрения или напрямую дает оценку фактам, любого несогласного объявляет врагом народа.
Стоит четко понимать, что беспристрастность и отсутствие скоропостижных выводов — это очень важные характеристики. Когда редакция говорит "были слухи, всего лишь слухи, что вот этот человек ест детей, но это слухи, выводы делайте сами" — это не беспристрастность, а заведомое наведение слушателя на определенные выводы. Предоставление "карманной" оппозиции какому-либо вопросу — это тоже пропаганда и попытки играть глупый цирк, пытаясь показать видимость неоднобокости.
Вообще, пропаганда была одним из главных оружий нацистов во времена Второй Мировой Войны. Именно поэтому пропагандисты боятся себя называть пропагандистами — потому что они боятся признать, что продолжают путь, начатый нацистами. Россия, к слову, обязана искоренять пропаганду, судя по новой конституции — ведь это, в прямом смысле слова, основные идеи нацизма — к сожалению, правительство лишь способствует процветанию этих идей.
Вильфрид фон Овен, один из референтов Геббельса,
собрал вместе список правил пропаганды в биографии этого самого нацистского министра пропаганды. Попробуйте сыграть в бинго, посмотреть, сколько из этих правил применяется на вашем любимом телеканале!
1. Пропаганда всегда является лишь средством, а не целью.
2. Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их не ценили, так как в борьбе народа речь идёт ни о чём другом, как о его бытии.
3. Пропаганда является «воистину грозным» оружием в руках знатока.
4. Пропаганда должна вестись как можно более метко и тем самым успешно, так как — по Мольтке — в войну самым гуманным методом является тот, который быстрее всего достигает своей цели.
5. Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому её уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.
6. Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений.
7. Пропаганда должна не развлекать, а быть средством достижения политической цели. Поэтому развлечение является смертельным врагом её успеха.
8. Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важной предпосылкой её успеха.
9. Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.
Создается ощущение, что где-то этот список правил в какой-нибудь редакторской рубке обрамлен золотой рамкой и висит на стене в самом видном месте. Иначе как можно вот так нагло использовать тактику нацистов?